Время создания: XIV век
Название: образ святителя назван по месту его исторического местонахождения — подмосковному городу Можайску. Там он находился с конца XIV века по 1933 год.
Материал: древесина липы
Где находится: Государственная Третьяковская галерея
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
История возникновения
В XIX веке были опубликованы сказания, время происхождения которых невозможно определить. В них есть сведения о том, что во время нападения неких врагов на Можайск по молитве к святителю Николаю над городом появился образ стоящего на воздухе святого с мечом в руках. Устрашенный его обликом неприятель бежал, а жители города в благодарность святителю Николаю и в память об этом событии заказали деревянную скульптуру. Первое упоминание о ней относится к 1495 году.
Исследователи предполагают, что в создании скульптуры могли участвовать сербские мастера, которые строили Старо-Никольский собор в Можайске. Образ Николы Можайского необычен для славянской и византийской православной культуры. Во-первых, его изобразили в виде скульптуры. Во-вторых, святитель впервые представлен как воин с оружием в руках. Возможно, это тот самый случай, когда западная и восточная традиции пересеклись, и в результате получилась эта скульптура. В византийской традиции изображений святителя с мечом нет, но в латинской образ епископа с мечом в руках и иногда даже с храмом — явление распространенное. Например, так его изображали на знаменах.
Вид скульптуры
Скульптура святителя состоит из пяти отдельных частей: туловище, голова, рука с мечом, ноги и омофор — часть обязательного облачения епископов. Если омофор снять, под ним будут видны все изгибы одежды святителя — то есть его «одевали» постепенно — как живого человека.
Возможно, это отсылка к житию святителя, в котором говорится, что сама Богородица вручила святому Николаю епископский омофор.
Рассмотреть детали:
Где в Можайске находилась скульптура
Оборотная сторона образа стесана. На основании этого можно сделать вывод, что скульптура не предназначалась для кругового обзора или для крестных ходов и изначально ее планировали крепить к ровной поверхности. Археологи предполагают, что образ какое-то время мог находиться над воротами города. Косвенное подтверждение тому — свидетельство реставраторов, которые считают, что постоянная смена климатических условий отразилась на состоянии скульптуры. В Можайске есть два собора в честь святителя Николая: Старо-Никольский и Ново-Никольский. Есть письменные свидетельства, что скульптура какое-то время находилась в старом соборе. Но в XX веке образ находился уже в новом соборе, справа от царских врат — именно оттуда его вывезли в Центральные государственные реставрационные мастерские после закрытия храмов в 1920-е годы. Оттуда скульптуру передали в Третьяковскую галерею.
Как раньше выглядела скульптура
Можайские писцовые книги XVI века (описи имущества) свидетельствуют, что раньше образ святителя выглядел иначе. Он весь был украшен драгоценностями из золота, серебра и изумрудов. Изначально скульптура была многоцветная. Раскрашен был не только образ святителя Николая, но меч и город.
Интересные факты:
Почитание образа было настолько велико, что, когда в начале XVII века, в Смутное время, его захватили поляки, в договоре о перемирии (Деулинское перемирие 1618 года) отдельным пунктом прописывалось возвращение Николы Можайского на Родину.
На всех иконах и скульптурных копиях, которые впоследствии будут ориентироваться на эту скульптуру, святитель всегда будет изображаться с разными храмами, а не с городом, как в оригинале.
В восточной христианской традиции было не принято изображать Спасителя, Богородицу или святых в скульптуре — эта было характерно для Западной Европы. Например, в Нюрнберге и других местах стояли скульптуры епископов с мечом в руках, которые считались защитниками города. Более того, Святейший Синод — высший орган церковного управления с 1721 по 1917 годы — запрещал изготавливать подобные изображения. Но исключения были: помимо Николы Можайского есть примеры подобных изображений.
Один из них — уникальная коллекция Пермской деревянной скульптуры Христа, Божией Матери, ангелов, святых и отдельных евангельских сюжетов: Спаситель на кресте или в темнице. Всего в коллекции Пермской художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках.
Посмотреть скульптуры Пермской художественной галереи (фото Валерия Заровняных):
Редакция журнала «Фома» благодарит за помощь и сотрудничество пресс-службу Государственной Третьяковской галереи и лично Наталию Николаевну Шередегу — заведующую отделом древнерусского искусства.