В Санкт-Петербурге 7 августа скончался Сергей Щураков, руководитель оркестра «Вермишель» и аккордеонист классического состава группы «Аквариум».Сергей Щураков был добрым другом «Фомы», музыка его группы сопровождала наши аудиопередачи, «Вермишель Orchestra» приезжала в гости на встречи с редакцией в Санкт-Петербурге. Смерть Сергея для нас была совершенной неожиданностью, ведь еще совсем недавно мы виделись с ним во время теплоходной поездки «Фомы» по Неве. Сергей говорил тогда нам о своих творческих планах, о том, что хочет изменить название группы на новое — «Византия»…
«Наша дружба с Сергеем Щураковым и оркестром «Вермишель» началась с момента, когда в «Фоме» было опубликовано интервью с ним, посвященное творчеству группы «Аквариум». — говорит Денис Маханько, директор Санкт-Петербургского представительства журнала «Фома». — В «Аквариуме», в так называемом «золотом составе» группы, Сергей играл на аккордеоне много лет. Плодом нашей дружбы стало то, что авторская музыка Щуракова была использована в проекте «Фомы» «Подкасты» — в озвучивании произведения писателя Максима Яковлева «Фрески».
8 июля Сергей дал один из своих последних концертов на встрече друзей журнала в Санкт-Петербурге. Музыкант посвятил этот концерт «Фоме». Для нас его смерть — огромная утрата: мы потеряли не только друга, но и гениального музыканта. Оркестру «Вермишель» прочили большое будущее: все надеялись, что с новым альбомом «Странник» (выход которого планировался на сентябрь), группа совершит рывок и выйдет из музыкального «подполья», обретет положенную ей популярность… К сожалению, этому теперь не суждено осуществиться».
Из интервью Сергея Щуракова журналу «Фома»:
— Мы договорились с моим другом пойти на Пасху в Духовную академию, а он предложил сначала зайти к Борису Гребенщикову. Вот такое получилось у нас первое знакомство: мы всю ночь стояли вместе в церкви на службе... Это был как раз начальный период моей веры: полгода назад я крестился. Тогда было такое время, когда хлынул поток синкретизма – буддизм, даосизм, – все это занимало огромное место в творчестве Бори, и все это было очень красиво. Но для меня это были не религии, а, скорее, культурные пласты, из которых можно черпать вдохновение. Религия же для меня была только одна. И альтернативы в этом не было.
— Как-то я разговорился со скрипачами о том, почему один известный в городе оркестр играет не очень хорошо. Мне ответили: а кто за такие деньги будет хорошо играть? Тогда я сказал: а почему, когда вы сдаете экзамен в Консерватории, вы стараетесь изо всех сил, ведь вам же там вообще денег не платят?..
Нужно стараться всегда все делать хорошо. Почему? Ну, это вопрос известный… Тут ответственность перед Богом, прежде всего. Ну, и перед людьми. Может, это – высокие фразы, но я не знаю, как по-другому объяснить.
— Я не родился для того, чтобы стать аккордеонистом, композитором, чтобы что-то сыграть, чтобы заниматься творчеством... Я надеюсь, не в этом смысл моего рождения… Думаю, что это все-таки вещи сопутствующие.
Сопутствующие Жизни. И тому, самому главному, что в этой жизни мы должны сделать. Может быть, пока мы играем на аккордеоне или на скрипке, или занимаемся чем-то другим, мы как раз к этому самому главному дорожку нащупываем. Я не знаю, каков замысел Бога в отношении меня. Но, конечно же, цель каждого человека – это возвращение в лоно Божие. Мне сложно представить другую цель.
Юрий Шевчук,
рок-музыкант, поэт, композитор, Санкт-Петербург
Я не был близко знаков с Сергеем, Царство ему Небесное! А музыку оркестра «Вермишель» я знаю. Гениальный музыкант и просто замечательный человек! Тем более горько, что вот скоро — 23 августа будет годовщина смерти нашего скрипача и гитариста Никиты Зайцева. Фактически они ушли от нас в один месяц, только с разницей в пять лет…
Мы всей группой «ДДТ» скорбим о Сереже, соболезнуем его семье, коллегам по оркестру. Я не раз бывал у них на концертах — слушать такую чистую, тонкую, виртуозную музыку было огромной радостью для меня. Музыкальный Петербург потерял одну из своих музыкальных жемчужин. Вечная память Сереже!
Всеволод Гаккель,
виолончелист группы «Аквариум» (1975-1990), основатель клуба «ТаМтАм», Санкт-Петербург
Как говорить об утрате?.. У меня никогда не находится подходящих слов для этого и мне сложно сформулировать в нескольких словах свое отношение к Сереже, к его творчеству. Я благодарен Богу за то, что наши пути с Сережей пересеклись, и мне посчастливилось быть его близким другом. Это была сильная личность, и при этом и он был нежным, мягким и кротким человеком.
Он был блестящим музыкантом и зрелым композитором. Жаль, что музыку «Вермишели», его детища, которому он отдал последние десять лет, мало кто знал и слушал. Насколько я могу судить, Сережа был больше известен как бывший музыкант «Аквариума». Музыка «Вермишели» мне очень дорога, и надеюсь, что те люди, которые не имели возможности оценить ее при жизни Сергея Щуракова, смогут открыть ее для себя сейчас.
Священник Виталий Магдеев,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Охте, Санкт-Петербург
Сережа окормлялся в приходе храма, где я служу настоятелем, и у нас с ним сложились очень теплые отношения, можно сказать, дружеские. Сергей был очень чистым, светлым человеком, вел церковный образ жизни, всегда старательно готовился ко Причастию, жил по заповедям Божиим…
Я думаю, сейчас, в память о Сергее, мы должны сделать так, чтобы люди узнали его музыку — музыку оркестра «Вермишель». Нужно больше эфирного времени, чтобы Сережино творчество нашло дорогу к людям. Когда он был жив, многие двери почему-то были закрыты для него. Программные директора говорили: «Хорошо, красиво, но уж слишком сложная это музыка — она нам не подходит». И Сережа очень переживал из-за этого...