
Суть венчания как особого молитвенного чинопоследования заключается в церковном благословении брака, когда на высшем мистическом уровне закрепляется желание двух любящих друг друга людей создать христианскую семью. Брак относится к числу Таинств Церкви, мы верим, что во время венчания на брачующихся сходит благодать Духа Святого, которая помогает им строить свою малую церковь, как называют семью в православии. Многие люди, над которыми совершалось это Таинство, свидетельствуют о каком-то особом ощущении духовной связи, которая возникала между ними в момент, когда на их головы возлагали венцы.
Но венчание, как и любое другое церковное Таинство, не действует автоматически, независимо от участвующего в нем человека. Большое значение имеет намерение мужа и жены сохранить и преумножить тот залог благодати, который они получили. Иначе все, о чем молится Церковь — а венчание это всегда публичный акт, совершаемый в присутствии свидетелей — и о чем свидетельствуют сами новобрачные в это время — любовь друг ко другу, желание слиться «в плоть едину», невозможность разлучения того, что соединил Сам Бог — будет напрасным. Это Таинство, таким образом, исходит из определенных отношений двух людей друг с другом и их отношений с Богом — и бессмысленно совершать его, если этих отношений нет.
В Таинстве брака супруги не просто получают благословение на устроение земной жизни: рождение детей, ведение домашнего хозяйства, совместное времяпрепровождение, участие в общих радостях и горестях, но и вступают в особое пространство любви, которая должна привести в Царство Небесное. Поэтому священники нередко подчеркивают, что решению обвенчаться должно предшествовать осознанное воцерковление будущих супругов. «Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в „магический костыль“ для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что „магических костылей“ не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится», — отмечает протоиерей Павел Великанов. Венчание — это органическая часть христианской жизни, и бессмысленно прибегать к нему, если нет намерения такую жизнь вести.
И наоборот, если супруги сознательно вступают на путь христианской любви, которая не просто чувство, но способ бытия, уподобляющий человека Богу, Который Сам есть — Любовь, то им на помощь приходят дары благодати, которые они получили в Таинстве брака. Это стремление к уподоблению Богу и соединению с Ним находит свое высшее выражение в Таинстве Евхаристии (вспомним, что до появления обряда венчания будущие супруги запечатлевали свое намерение вступить в брак совместным причащением). И если в обычном браке муж и жена вынуждены сами, из последних сил пытаться пронести свою любовь сквозь житейские бури и катаклизмы, то в христианском браке гарантия единства мужа и жены — в единении их со Христом, подающим им терпение, кротость, смиренномудрие, способность уступать в спорах и нести тяготы друг друга.
Так что венчание безусловно делает брак крепче. Но для этого нужно подходить к нему осознанно и впоследствии с помощью Божией трудиться над тем, чтобы любовь не только не уходила из семьи, но становилась крепче и совершеннее, как пишет о ней апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13, 4-7). Такая любовь, по слову апостола, никогда не перестает (1 Кор 13, 8).
Альфред, согласен с вами: брак как завет, как таинство мертв. За первое полугодие 2021 года Росстат зафиксировал в России на 368,4 тысяч браков 307,6 разводов. Может действительно есть смысл строго развести церковный и гражданский брак так, чтобы повенчаться в Церкви человек мог только раз в своей жизни?
Меня этот вопрос давно волнует.... У меня был вопрос к священнику, я пришла первый раз можно сказать осознанно с вопросом, о браке.... Он второпях сказал вы в блуде знаете где Загс, а потом приходите поговорим. Но до венчания мы не дошли , как и священника этого я не видела больше в церкви, куда его перевели а может он так торопился его куда то сослали , что он не смог нам сказать о Таинстве Венчания и его смысле..... Вот у меня вопрос в огромном храме , когда позволяют дни проводяться часто венчание....людей, которых как правило........первый раз видят... То есть берут пожертвования, а сами проводят обряд... Но если человек служит имеет отношения с приходом он же видит , что пара НЕ ВОЦЕРКОВЛЕННАЯ, И ЧТО ПРОЦЕНТ РАЗВОДА ВЕЛИК ТАК КАК ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕ В ТАИНСТВАХ ПОКАЯНИЯ, НЕ В СЛУЖБАХ ТО ЕСТЬ НЕТ МОЛИТВЕННОГО ДЕЛАНИЯ. А РАЗ НЕТ....ТО ДЛЯ ЧЕГО ВЕНЧАНИЕ ДЛЯ КРАСОТЫ?. КАК ПРАВИЛО ЭТИ ПАРЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО СЛУЖБ В цЕРКВИ ДАЖЕ В ОБЫЧНЫЕ дни, а до развода точно. Видит священник, что пара не воцерковленная нужно тщательно проводить беседы а времени все нет....вот есть пожертвование повенчаем как конвеер идут а на службы молиться единицы, а потом оказываеться что это был простой мужчина , а она простая женщина, и что и можно почему то и тоже на всякий случай развенчать , а потом повторно повенчать как Аллу Пугачеву с Максимом Галкиным, лишь бы пожертвовпния были да штамп в паспорте, который правительство отменило....
Если венчание делает брак более крепким, сейчас венчания нет. Ну, по крайней мере, у православных нет. Они выбрали другую игру - потакание миру. Хотите - хоть трижды венчайтесь. Брак как завет, как таинство мертв.
Владимир Гурболиков, хороший брак, где супруги верны друг другу как минимум до смерти. Плохой брак заканчивается изменой, разводом.
Из того, что понравилось в обсуждаемой статье: «Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в „магический костыль“ для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что „магических костылей“ не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится», — отмечает протоиерей Павел Великанов.
Кузнецов Михаил, а где доказательства, что НЫНЕ церковное венчание вовсе в целом полезно для укрепления брака? Может хватить говорить околичностями и пора, наконец, признать реальность?!
Посмотрите статистику разводов по регионам России, а потом сопоставьте её с конфессиональным составом местного населения...
А что в Вашем понимании -- "полезно"?
Автор пишет: "Но венчание, как и любое другое церковное Таинство, не действует автоматически, независимо от участвующего в нем человека". При этом даже по официальные данным Росстата в России число разводов в иные месяцы выше числа браков! Где статистически значимое действия благодати при венчании в НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ? Есть ли смысл вовсе тратить на него время, деньги?!
Денис, иногда хочется спросить: "А вы настоящий?" Кажется, что вы словно играете роль человека, который всё искажает, во всëм ищет плохое, а когда не находит, начинает привязываться к другим со спорами. Жуткая настырность в нежелании видеть так, как есть на самом деле: о хорошем надо говорить, как о хорошем и правильном с точки зрения нравственности, а об уродливом - как о плохом. У вас же всегда уродливое - это хорошо.
Вот вы ведь наверняка постарались напрячь своë плохое зрение и прочли эту простую для понимания статью до конца. Но вы очень-очень постарались не увидеть и всячески душой своей проигнорировать слова из этой статьи о том, что сейчас многие "Таинство, превращают...в „магический костыль“ для тех..., кто в общем-то, ходить еще не умеют", что "...если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение". Гонясь за статистикой, вы упорно не желаете увидеть объяснение для неë - венчание не будет спасением от развода, если в паре оба или кто-то один будет относиться к другому потребительски.
Да и вообще сегодня, как мне кажется, единственной основой для брака может являться только духовная связь людей друг с другом, о которой тоже говорится в этой статье. Всë остальное: физическая, сексуальная привлекательность, интерес к социальному проявлению личности - это приятные дополнения к духовной близости. Без духовной связи человек не становится близким. Есть он рядом, нет его - не заметишь. Но, конечно, есть такие, кому важен статус "жена"/"муж", хронологический порядок жизни "школа-институт-брак". Каждому своë. Но причины плохого всегда плохие, а причины хорошего обычно хорошие.
То есть слова "не действует автоматически, независимо от участвующего в нем человека" ничего Вам не говорят?