Среди разведенных немало тех, кто венчался в церкви. Получается, что венчание не делает брак крепче? Какой тогда в нем смысл? – Православный журнал «Фома»
Среди разведенных немало тех, кто венчался в церкви. Получается, что венчание не делает брак крепче? Какой тогда в нем с...

Среди разведенных немало тех, кто венчался в церкви. Получается, что венчание не делает брак крепче? Какой тогда в нем смысл?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Суть венчания как особого молитвенного чинопоследования заключается в церковном благословении брака, когда на высшем мистическом уровне закрепляется желание двух любящих друг друга людей создать христианскую семью. Брак относится к числу Таинств Церкви, мы верим, что во время венчания на брачующихся сходит благодать Духа Святого, которая помогает им строить свою малую церковь, как называют семью в православии. Многие люди, над которыми совершалось это Таинство, свидетельствуют о каком-то особом ощущении духовной связи, которая возникала между ними в момент, когда на их головы возлагали венцы.

Но венчание, как и любое другое церковное Таинство, не действует автоматически, независимо от участвующего в нем человека. Большое значение имеет намерение мужа и жены сохранить и преумножить тот залог благодати, который они получили. Иначе все, о чем молится Церковь — а венчание это всегда публичный акт, совершаемый в присутствии свидетелей — и о чем свидетельствуют сами новобрачные в это время — любовь друг ко другу, желание слиться «в плоть едину», невозможность разлучения того, что соединил Сам Бог — будет напрасным. Это Таинство, таким образом, исходит из определенных отношений двух людей друг с другом и их отношений с Богом — и бессмысленно совершать его, если этих отношений нет.

В Таинстве брака супруги не просто получают благословение на устроение земной жизни: рождение детей, ведение домашнего хозяйства, совместное времяпрепровождение, участие в общих радостях и горестях, но и вступают в особое пространство любви, которая должна привести в Царство Небесное. Поэтому священники нередко подчеркивают, что решению обвенчаться должно предшествовать осознанное воцерковление будущих супругов. «Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в „магический костыль“ для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что „магических костылей“ не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится», — отмечает протоиерей Павел Великанов. Венчание — это органическая часть христианской жизни, и бессмысленно прибегать к нему, если нет намерения такую жизнь вести.

И наоборот, если супруги сознательно вступают на путь христианской любви, которая не просто чувство, но способ бытия, уподобляющий человека Богу, Который Сам есть — Любовь, то им на помощь приходят дары благодати, которые они получили в Таинстве брака. Это стремление к уподоблению Богу и соединению с Ним находит свое высшее выражение в Таинстве Евхаристии (вспомним, что до появления обряда венчания будущие супруги запечатлевали свое намерение вступить в брак совместным причащением). И если в обычном браке муж и жена вынуждены сами, из последних сил пытаться пронести свою любовь сквозь житейские бури и катаклизмы, то в христианском браке гарантия единства мужа и жены — в единении их со Христом, подающим им терпение, кротость, смиренномудрие, способность уступать в спорах и нести тяготы друг друга.

Так что венчание безусловно делает брак крепче. Но для этого нужно подходить к нему осознанно и впоследствии с помощью Божией трудиться над тем, чтобы любовь не только не уходила из семьи, но становилась крепче и совершеннее, как пишет о ней апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13, 4-7). Такая любовь, по слову апостола, никогда не перестает (1 Кор 13, 8).

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (31 голосов, средняя: 4,94 из 5)
Загрузка...
5 августа 2021
Поделиться:

  • Денис
    Денис4 месяца назадОтветить

    Альфред, согласен с вами: брак как завет, как таинство мертв. За первое полугодие 2021 года Росстат зафиксировал в России на 368,4 тысяч браков 307,6 разводов. Может действительно есть смысл строго развести церковный и гражданский брак так, чтобы повенчаться в Церкви человек мог только раз в своей жизни?

  • Ирина
    Ирина4 месяца назадОтветить

    Меня этот вопрос давно волнует.... У меня был вопрос к священнику, я пришла первый раз можно сказать осознанно с вопросом, о браке.... Он второпях сказал вы в блуде знаете где Загс, а потом приходите поговорим. Но до венчания мы не дошли , как и священника этого я не видела больше в церкви, куда его перевели а может он так торопился его куда то сослали , что он не смог нам сказать о Таинстве Венчания и его смысле..... Вот у меня вопрос в огромном храме , когда позволяют дни проводяться часто венчание....людей, которых как правило........первый раз видят... То есть берут пожертвования, а сами проводят обряд... Но если человек служит имеет отношения с приходом он же видит , что пара НЕ ВОЦЕРКОВЛЕННАЯ, И ЧТО ПРОЦЕНТ РАЗВОДА ВЕЛИК ТАК КАК ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕ В ТАИНСТВАХ ПОКАЯНИЯ, НЕ В СЛУЖБАХ ТО ЕСТЬ НЕТ МОЛИТВЕННОГО ДЕЛАНИЯ. А РАЗ НЕТ....ТО ДЛЯ ЧЕГО ВЕНЧАНИЕ ДЛЯ КРАСОТЫ?. КАК ПРАВИЛО ЭТИ ПАРЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО СЛУЖБ В цЕРКВИ ДАЖЕ В ОБЫЧНЫЕ дни, а до развода точно. Видит священник, что пара не воцерковленная нужно тщательно проводить беседы а времени все нет....вот есть пожертвование повенчаем как конвеер идут а на службы молиться единицы, а потом оказываеться что это был простой мужчина , а она простая женщина, и что и можно почему то и тоже на всякий случай развенчать , а потом повторно повенчать как Аллу Пугачеву с Максимом Галкиным, лишь бы пожертвовпния были да штамп в паспорте, который правительство отменило....

  • Альфред
    Альфред4 месяца назадОтветить

    Если венчание делает брак более крепким, сейчас венчания нет. Ну, по крайней мере, у православных нет. Они выбрали другую игру - потакание миру. Хотите - хоть трижды венчайтесь. Брак как завет, как таинство мертв.

  • Денис
    Денис4 месяца назадОтветить

    Владимир Гурболиков, хороший брак, где супруги верны друг другу как минимум до смерти. Плохой брак заканчивается изменой, разводом.

    Из того, что понравилось в обсуждаемой статье: «Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в „магический костыль“ для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что „магических костылей“ не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится», — отмечает протоиерей Павел Великанов.

  • Денис
    Денис4 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, а где доказательства, что НЫНЕ церковное венчание вовсе в целом полезно для укрепления брака? Может хватить говорить околичностями и пора, наконец, признать реальность?!
    Посмотрите статистику разводов по регионам России, а потом сопоставьте её с конфессиональным составом местного населения...

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков4 месяца назадОтветить

      А что в Вашем понимании -- "полезно"?

  • Денис
    Денис4 месяца назадОтветить

    Автор пишет: "Но венчание, как и любое другое церковное Таинство, не действует автоматически, независимо от участвующего в нем человека". При этом даже по официальные данным Росстата в России число разводов в иные месяцы выше числа браков! Где статистически значимое действия благодати при венчании в НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ? Есть ли смысл вовсе тратить на него время, деньги?!

    • Марина
      Марина4 месяца назадОтветить

      Денис, иногда хочется спросить: "А вы настоящий?" Кажется, что вы словно играете роль человека, который всё искажает, во всëм ищет плохое, а когда не находит, начинает привязываться к другим со спорами. Жуткая настырность в нежелании видеть так, как есть на самом деле: о хорошем надо говорить, как о хорошем и правильном с точки зрения нравственности, а об уродливом - как о плохом. У вас же всегда уродливое - это хорошо.
      Вот вы ведь наверняка постарались напрячь своë плохое зрение и прочли эту простую для понимания статью до конца. Но вы очень-очень постарались не увидеть и всячески душой своей проигнорировать слова из этой статьи о том, что сейчас многие "Таинство, превращают...в „магический костыль“ для тех..., кто в общем-то, ходить еще не умеют", что "...если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение". Гонясь за статистикой, вы упорно не желаете увидеть объяснение для неë - венчание не будет спасением от развода, если в паре оба или кто-то один будет относиться к другому потребительски.
      Да и вообще сегодня, как мне кажется, единственной основой для брака может являться только духовная связь людей друг с другом, о которой тоже говорится в этой статье. Всë остальное: физическая, сексуальная привлекательность, интерес к социальному проявлению личности - это приятные дополнения к духовной близости. Без духовной связи человек не становится близким. Есть он рядом, нет его - не заметишь. Но, конечно, есть такие, кому важен статус "жена"/"муж", хронологический порядок жизни "школа-институт-брак". Каждому своë. Но причины плохого всегда плохие, а причины хорошего обычно хорошие.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

      То есть слова "не действует автоматически, независимо от участвующего в нем человека" ничего Вам не говорят?