Суть венчания как особого молитвенного чинопоследования заключается в церковном благословении брака, когда на высшем мистическом уровне закрепляется желание двух любящих друг друга людей создать христианскую семью. Брак относится к числу Таинств Церкви, мы верим, что во время венчания на брачующихся сходит благодать Духа Святого, которая помогает им строить свою малую церковь, как называют семью в православии. Многие люди, над которыми совершалось это Таинство, свидетельствуют о каком-то особом ощущении духовной связи, которая возникала между ними в момент, когда на их головы возлагали венцы.

Но венчание, как и любое другое церковное Таинство, не действует автоматически, независимо от участвующего в нем человека. Большое значение имеет намерение мужа и жены сохранить и преумножить тот залог благодати, который они получили. Иначе все, о чем молится Церковь — а венчание это всегда публичный акт, совершаемый в присутствии свидетелей — и о чем свидетельствуют сами новобрачные в это время — любовь друг ко другу, желание слиться «в плоть едину», невозможность разлучения того, что соединил Сам Бог — будет напрасным. Это Таинство, таким образом, исходит из определенных отношений двух людей друг с другом и их отношений с Богом — и бессмысленно совершать его, если этих отношений нет.

В Таинстве брака супруги не просто получают благословение на устроение земной жизни: рождение детей, ведение домашнего хозяйства, совместное времяпрепровождение, участие в общих радостях и горестях, но и вступают в особое пространство любви, которая должна привести в Царство Небесное. Поэтому священники нередко подчеркивают, что решению обвенчаться должно предшествовать осознанное воцерковление будущих супругов. «Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в „магический костыль“ для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что „магических костылей“ не бывает. Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится», — отмечает протоиерей Павел Великанов. Венчание — это органическая часть христианской жизни, и бессмысленно прибегать к нему, если нет намерения такую жизнь вести.

И наоборот, если супруги сознательно вступают на путь христианской любви, которая не просто чувство, но способ бытия, уподобляющий человека Богу, Который Сам есть — Любовь, то им на помощь приходят дары благодати, которые они получили в Таинстве брака. Это стремление к уподоблению Богу и соединению с Ним находит свое высшее выражение в Таинстве Евхаристии (вспомним, что до появления обряда венчания будущие супруги запечатлевали свое намерение вступить в брак совместным причащением). И если в обычном браке муж и жена вынуждены сами, из последних сил пытаться пронести свою любовь сквозь житейские бури и катаклизмы, то в христианском браке гарантия единства мужа и жены — в единении их со Христом, подающим им терпение, кротость, смиренномудрие, способность уступать в спорах и нести тяготы друг друга.

Так что венчание безусловно делает брак крепче. Но для этого нужно подходить к нему осознанно и впоследствии с помощью Божией трудиться над тем, чтобы любовь не только не уходила из семьи, но становилась крепче и совершеннее, как пишет о ней апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13, 4-7). Такая любовь, по слову апостола, никогда не перестает (1 Кор 13, 8).

9
1
Сохранить
Поделиться: