«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24). Эти слова хрестоматийно отражают всю сущность взаимоотношений между мужчиной и женщиной на все времена. Совершая обряд Венчания супругов, священник свидетельствует перед Богом серьезность их намерений и желание быть вместе друг с другом не только на земле, но и в Вечности.
Вступать в церковный брак могут люди, которые глубоко укоренены в вере, не имеют канонических препятствий, осознающих, какой ответственный шаг они совершают в своей жизни. Предпочтительнее всего жениться на единоверцах. Западная церковь допускает смешанные браки. Русская Православная Церковь позволяет вступать в брак с католиками, протестантами, верующими в Триединого Бога.
Невозможно вступить людям в церковный брак, если они не заключили брак, зарегистрированный в органах государственной власти. Такой союз никак не может быть благословлен церковью. Так же невозможен церковный брак между христианином и атеистом, кровными родственниками, представителями разных религий (в то же время, если такие люди заключили зарегистрированный государством брак, церковь не считает это блудным сожительством).
Венчание не совершается в дни постов (Великого, Рождественского, Успенского, Апостольского), в Сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). Так же браки не совершаются в субботу и накануне постных дней (среда и пятница).
К столь ответственному шагу как Венчание следует надлежащим образом готовится. Желательно, чтобы жених и невеста подготовились к Исповеди и Причастию и приступили к этим таинствам до Венчания. Так же необходимо приобрести иконы Спасителя и Богородицы. Разумеется, покупаются венчальные кольца. Когда - то обручение и венчание были совершенно не связанными между собою обрядами. Например, во время венчания использовались венчальные кольца, а при гражданской регистрации - обручальные. Кольцо – символ вечности, внешний признак нерасторжимости брака, того, что брачующиеся каким – то образом будут вместе и в посмертном бытии. Еще нужно белое полотенце (рушник) для постилания под ноги.
Иерей вводит жениха и невесту в храм, тем самым они начинают новую совместную жизнь, чистую и непорочную. Священник трижды кадит храм по примеру Товии, который разжигал печень рыбы, чтобы отогнать демона, противящегося браку. Потом он трижды благословляет жениха и невесту, те же крестятся и берут в руки свечи.
Всякое священнодействие в церкви начинается со славословия Бога, но во время обряда Венчания это акцентируется особенно, потому что самим актом заключения брака жених и невеста прославляют Бога. Между традиционными прощениями дьякон от лица всех молящихся в храме просит Господа, чтобы Он благословил брак и исполнял любое прошение супругов, относящиеся к их спасению.
Далее священник просит жениха и невесту преклонить голову, сам же молится Господу о том, чтобы Он самолично ниспослал благословение на этот брак. Затем священник берет со Святого Престола кольца и надевает сначала жениху, троекратно крестя его со словами: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», затем невесте: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Кольца не случайно лежат на Святом Престоле по правую сторону, как бы перед лицом Господа. Мы верим, что через прикосновение к Престолу они получают от Бога силу низвести благодать на вступающих в брак. Кольца лежат рядом, символизируя взаимную любовь будущих супругов друг к другу. Священник благословляет жениха и невесту, жених надевает невесте на руку кольцо в знак заботы о ней. Невеста же принимает кольцо, принимая вместе с тем его готовность всю жизнь заботится о ней. Этот жест совершается трижды по числу лиц в Боге. После чего священник молится, чтобы сам Господь освятил этот брак, даровал свою благодать на брачующихся и скрепил их союз.
Жених и невеста выводятся на середину храма, становятся на плат, специально расстеленный на полу, что символизирует начало новой непорочной жизни. Священник читает три пространные молитвы, в которых просит Господа, чтобы он дал брачующимся мирное житие, возможность увидеть сыновей сынов своих, сочетал жениха и невесту в единую плоть и даровал им плод чрева.
В самый торжественный и важный момент священник от лица Божия троекратно благословляет жениха и невесту, которые стоят перед Царскими вратами с венцами на голове, со словами: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!». Затем читается отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (1 Кор. 7, 4—5), в котором говорится о союзе Христа и Церкви наподобие брачного, а после отрывок из Евангелия от Иоанна о чуде в Канне Галилейской (2, 1—11). Это глубоко символичный отрывок, в котором Господь претворяет воду в вино, тем самым освещает брак.
После исполнения молитвы «Отче наш» священник освещает вино и троекратно дает молодой паре испить из нее. Затем соединяет правую руку жениха с правой невесты и накрывает их епитрахилью, тем самым муж получает жену от самой Церкви. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. По окончанию шествия священник снимает венцы и возносит еще две молитвы Господу, прося именем Пресвятой Троицы навсегда скрепит их союз. Супруги подводятся к Царским Вратам, целуют крест, им вручаются иконы Спасителя и Богородицы. Сдержанным поцелуем супруги выражают друг другу свои чувства.
Трапеза по случаю вступления в брак должна быть скромной и выдержанной. Невоздержанные пляски и вульгарные тосты здесь абсолютно неуместны. Всё должно происходить в той же атмосфере, в какой совершалось Таинство: благообразно, радостно и пристойно.
Фото Владимира Ештокина