М.: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. — 526, [2] с. (монография)
Это первый в своем роде труд, в котором глубоко и всесторонне рассматриваются сложные вопросы о причислении к лику святых в Русской Православной Церкви.
Книга многое проясняет в вопросах канонизации. Начиная с азов: «Канонизация подвижников осуществляется по факту посмертных чудес, канонизация мучеников — по мученической кончине и исповедническому подвигу». Из книги мы узнаем, что условия канонизации были четко сформулированы на Поместном Соборе 1917–18 годов, но они возникли не на пустом месте: был учтен весь многовековой опыт Российской Православной Церкви. Любопытно, что до середины XIX века, когда проблемами канонизации занялся ученый и богослов, архиепископ Сергий (Спасский), в агиографии царила полная неразбериха: «Составители различных агиографических сборников, издатели календарей по своему разумению “канонизировали” в своих сборниках подвижников десятками и даже сотнями». Начавшийся было процесс упорядочения списка имен святых затормозился в силу исторических катаклизмов, потрясших Россию в первой половине ХХ века. Вот почему, когда это стало возможным в 80-е годы, энтузиасты канонизации стали проводить ее, «опираясь на свое личное представление о святости, беря за основу сомнительные, а порой прямо ошибочные сведения». Этот хаос, по мнению автора монографии, и есть агиографическая трагедия.
Размышляя о том, что лучше: причислить к лику святых человека, в чьей биографии потом обнаружатся несовместимые со святостью эпизоды, или из осторожности не канонизировать явного подвижника, если что-то вызывает сомнения, — архимандрит Дамаскин выступает за максимально строгий подход к каждой конкретной канонизации. Ведь если мы будем обращаться в молитвах к тем, кто святыми на самом деле не является, ответа не будет: «Бог отказавшемуся от здравого смысла, действующему по страстям не всегда может помочь». Исследование архимандрита Дамаскина начинается с 1970 года, когда впервые после 1918 года возобновился процесс канонизации и был канонизирован Николай Японский, и оканчивается 2011 годом, когда на Архиерейском Соборе были подведены итоги формирования института канонизации новомучеников. Между этими двумя датами — описание научных трудов, посвященных проблеме канонизации (от Ключевского до Лихачева и современных исследователей) и архивных документов; драматическая (и захватывающая) история канонизаций второй половины ХХ века.