Всех скорбящих Радость
«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ Богородицы, почитаемый в Русской Православной Церкви. Парадоксально, но, с одной стороны он, как принято считать, берет свое начало из католической иконографии, а с другой — распространен среди старообрядцев. Нет человека, которому удалось бы прожить жизнь без скорбей, и потому совершенно разные люди идут к этой иконе за утешением.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» стала широко почитаться в XVII веке. В 1688 году родная сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина, долгое время страдавшая от незаживающей раны на теле, получила исцеление по молитвам перед этим образом. После этого чуда в честь этой иконы, находившейся в одном из московских храмов, были в короткое время написаны сказание, служба и молитвы. Вероятно, планировался выход печатного издания, и для него готовились гравюры. Списки образа делали мастера Оружейной палаты, икона стала приобретать новые черты и детали. Так Богоматерь на ней может представать в разных позах, с Младенцем или без, в окружении не только страждущих людей, нуждающихся в Ее помощи, но также ангелов и святых.
За основу образа, перед которым молилась сестра Патриарха Евфимия, иконописец взял западноевропейский тип изображения Девы Марии. Но похожие иконы и раньше встречались в православной традиции. Известно, что параллельно с московским в других регионах существовал очень похожий тип изображения Богородицы «Умиление и Посещение в беде страждущим». Со временем его название ушло из обихода, и два похожих образа слились в один.
Кроме того, среди чудотворных богородичных икон упоминается «Всех скорбящих Радость», бывшая когда-то в Киево-Печерской лавре. Неизвестно, как она выглядела, но, по преданию, в больничный храм ее принес в XII веке святой праведный князь Никола Святоша. Сторож и больные не раз видели, как по ночам лазарет посещала некая Женщина, и после этого кто-то обязательно выздоравливал. Однажды Она, отвечая на вопрос больных, сказала: «Я — скорбящих Радость».
Стоит отметить также, что образ «Всех скорбящих Радость» — самый распространенный среди литых старообрядческих икон.
Таким образом, невозможно определить, как, где и когда впервые появилась икона «Всех скорбящих Радость». Но очевидно, что Божья Матерь, как Утешительница, способная любую скорбь превратить в радость, не раз привлекала иконописцев в разных уголках христианского мира.
День иконы «Всех скорбящих Радость»
Дата празднования: 6 ноября.
День иконы «Всех скорбящих Радость» Православная Церковь празднует 6 ноября (24 октября). Эта дата установлена в память о чудесном исцелении Евфимии Папиной.
Так как образ широко разошелся, в некоторых регионах появлялись отдельные даты празднования того или иного списка. Так, например, в Воронеже на третий день после Троицы одно время чествовали местночтимую чудотворную икону «Всех скорбящих Радость», прославившуюся в XVIII веке. По легенде, когда городской военачальник отказался зайти в храм и приложиться к иконе перед переправой на другой берег, началась буря и стихла только после того, как перед святыней был совершен молебен.
Но на данный момент широко отмечается только день еще одного знаменитого списка этой иконы. 5 августа (23 июля) верующие вспоминают чудо, случившееся в Петербурге в конце XIX века. Когда молния попала в часовню, где находилась икона, образ остался целым и невредимым. Только несколько медных монет из разбившейся кружки для пожертвований прилипли к изображению. После этого удивительного события икона стала еще больше почитаться верующими и получила название «Всех скорбящих Радость с грошиками».
Кто и когда написал икону «Всех скорбящих Радость»
Если учитывать, что в Киево-Печерской лавре когда-то был образ с таким названием и похожие по иконографии образы встречались в некоторых церквях до чуда 1688 года, сложно сказать, кто и когда написал икону «Всех скорбящих Радость» впервые.
Но доподлинно известен автор прославившегося московского образа. Им был придворный живописец и один из мастеров Оружейной палаты Иван Безмин. Сын оружейника, он с раннего детства хорошо рисовал, и, получив художественное образование, расписывал царские палаты и кремлевские храмы, писал иконы. Знаменитый образ он создал в 1683 году. Именно его работа впервые официально получила название по строке одной из богородичных стихир.
За основу иконописец, вероятно, взял западноевропейские образцы — тип изображения Божьей Матери Глория и польские иконы. Также он мог ориентироваться на написанный в 1603 году Эль Греко образ «Мадонна Милующая», находящийся в алтаре храма больницы де ла Каридад в Испании.
Активно работали с иконографией «Всех скорбящих Радость» и следующие поколения мастеров Оружейной палаты. В начале XVIII века появился еще ряд вариантов.
Иконография «Всех скорбящих Радость»
Верующие часто обращаются к Божьей Матери за незримой поддержкой, а иконография образа «Всех скорбящих Радость» в красках показывает, как Богородица посылает помощь тем, кто просит. При этом, по одной из гипотез, изначально на иконе могло и не быть фигур обращающихся к Божьей Матери людей. Их появление стало результатом объединения двух похожих образов — «Всех скорбящих Радость» и «Умиление и Посещение в беде страждущим».
Существует два основных варианта изображения: на одном Божья Матерь держит Младенца Христа на руках, а на другом предстает Одна. Пример первого типа — московская чудотворная икона. Пример второго — питерская «с грошиками».
Поза и положение рук Богоматери иконографией строго не регламентированы. Если Она изображена Одна, то в руках может держать скипетр, свиток, четки и даже хлеб. Над головой Девы Марии, часто окруженной сиянием, может быть изображен Христос или даже Святая Троица, а вокруг нее — молящиеся люди. Возле лица Пречистой — два ангела, а еще два — среди народа, через них Небесная Покровительница помогает людям.
Также могут быть изображены те или иные святые. Их выбор зависел от того, для какой церкви делался образ. Кроме того, могут быть обозначены конкретные бедствия: например, корабли на иконах, написанных в регионах, где были развиты путешествия по воде.
Примечательно, что образ, свое начало берущий из европейской иконографии, и в дальнейшем всегда был зависим от художественных предпочтений того или иного времени. Так что икону «Всех скорбящих Радость» можно встретить выполненной в совершенно разной стилистике.
Иногда на иконе можно увидеть текст кондака, посвященного иконе, а также перечисление скорбей, избавления от которых ждут верующие.
Название иконы «Всех скорбящих радость»
Название иконы происходит от первых слов стихиры (богослужебного песнопения), посвященного Богородице:
Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Икона стала иллюстрацией к этим стихам. Богоматерь через своих ангелов посылает помощь всем, кто скорбит и кто обижен, кто нуждается в утешении и исцелении, Она защищает немощных и поддерживает слабых. Горести, беды, просьбы людей иконописец может изобразить в соответствии со своими представлениями. Но неизменным всегда остается одно — в центре композиции Пресвятая Богородица, всем скорбящим приносящая радость.
Кстати, у старообрядцев этот образ носит именно такое название — «Всем скорбящим Радость».
История московского образа «Всех скорбящих Радость»
Истории московского образа иконы «Всех скорбящих Радость» хорошо известна, но есть в ней место и для загадки.
в храме на Ордынке
ordynka.com
В 1683 году иконописец Оружейной палаты Московского Кремля Иван Безмин написал образ Богородицы, который был помещен в храме Преображения на Большой Ордынке. Как уже говорилось, на икону обратили внимание, когда сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина, страдавшая от тяжкой болезни, во время молитвы услышала голос, призывавший ее отслужить молебен перед образом Небесной Целительницы. Согласно сказанию, ей была названа конкретная церковь и даже где в ней расположена эта святыня. Из церкви пригласили священника с иконой, и после молебна больная, собиравшаяся уже умирать, излечилась. После этого верующие потянулись к прославившемуся образу, и очень скоро церковь Преображения на Ордынке стала в народе более известна как Скорбященская.
В начале XVIII века, когда царский двор переезжал из Москвы в Санкт-Петербург, царевна Наталья Алексеевна, очень любившая этот образ, решила взять его с собой. И до сих пор неизвестно, увезла ли она оригинал или список. После революции увезенная в северную столицу икона исчезла.
ordynka.com
В 30-е годы ХХ века знаменитый храм на Ордынке также был закрыт. Возможно, находившийся здесь до революции образ был изъят, а при возобновлении в Скорбященской церкви богослужений был заменен на подаренный Патриархом Алексием I список чудотворной иконы, сделанный во второй половине XVIII века.
Несмотря на то, что невозможно точно сказать, где находится тот первообраз, перед которым молилась сестра Патриарха, любая икона «Всех скорбящих Радость» дарит надежду, что в самую трудную минут Богоматерь может явить каждому из нас чудо. Именно об этом напоминает нам история этого образа.
Где находится «Всех скорбящих Радость»
Где находится «Всех скорбящих Радость», вопрос открытый, если речь идет об иконе, написанной Иваном Безминым. Если же речь идет о том, где помолиться перед этим любимым верующими образом, то сделать это можно в разных уголках мира.
Конечно, в первую очередь вспоминают о Скорбященском храме на Ордынке в Москве, где икона была изначально, а сейчас есть несколько списков.
В Санкт-Петербурге икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» есть в названной в честь нее церкви на Шпалерной улице. Когда-то здесь был домовый храм дворца царевны Натальи Алексеевны. Сюда император Петр Великий привез святыню после Прутского похода, в который брал ее с собой. Принято считать, что царская икона после революции оказалась в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. Но ряд исследователей утверждает, что и в этом соборе сейчас тоже список. Идут в Питере и к знаменитой иконе «с грошиками» — она находится в Троицкой церкви, которая носит название «Кулич и пасха».
Сотни Скорбященских храмов и часовен насчитываются в России и ближнем зарубежье — Белоруссии, Украине, Узбекистане, Кыргыстане, Казахстане. Почитают чудотворную икону и в Европе: православный монастырь в честь нее есть в Бельгии, приходы — во Франции и Германии. Скорбященские церкви есть в Филадельфии и Калифорнии. И везде есть эта икона — где-то прославившаяся чудесами, где-то новая, но всегда дорогая каждому верующему, спешащему к Богоматери за помощью.
Иконы «Всех скорбящих Радость» находятся сейчас не только в храмах, но и в музеях и частных коллекциях. Так, например, некоторые варианты, написанные не Безминым, а другими мастерами Оружейной палаты, хранятся теперь в Московском Кремле и Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Различные варианты иконы есть и в Музее при Скорбященском храме на Ордынке.
«Всех скорбящих Радость» на Ордынке
«Всех скорбящих Радость» на Ордынке — самая знаменитая икона этого типа. Именно с нее началось прославление образа. Когда в 1688 году по молитвам перед ней исцелилась сестра Патриарха Иоакима, икону стали почитать как чудотворную. Списки стали расходиться по разным храмам. Но первообразом считался именно тот, что находился в центре Москвы, в Преображенской церкви.
В начале XVIII века при переезде царского двора в Петербург, сестра императора захотела взять с собой полюбившуюся икону, и достоверно неизвестно, остался на Ордынке подлинник или копия. Тем не менее в храме Преображения Господня уже после этого, в 1713 году, появился Скорбященский придел, по которому часто называют теперь и всю церковь.
Одна из особенностей образа «Всех скорбящих Радость», находящегося на Ордынке, — изображение святых, в числе которых преподобный Варлаам Хутынский. Его придел также раньше был в храме. И это говорит о том, что икона не случайно попала сюда, а была написана специально для прихода на Ордынке (возможно также, что это старинный точный список с нее).
Чудотворения в храме не записывались, документально зафиксированы лишь несколько случаев исцелений. Но верующие сохраняли и передавали из поколения в поколение память о том, что молитва перед этим образом спасительна. Одним из первых открылся в столице этот храм после революции. Произошло это в 1948 году. В советское время люди шли на Ордынку, чтобы помолиться перед этим образом и почувствовать, что Пречистая Матерь может обратить скорби на пользу и радость. Идут верующие сюда и сейчас.
«Всех скорбящих Радость с грошиками»
Еще одна знаменитая икона Богородицы этого типа — «Всех скорбящих Радость с грошиками». Написана она была в XIX веке, и находилась в Тихвинской часовне на территории Императорского Стеклянного завода в Санкт-Петербурге. Вероятно, она была принесена сюда одним купцом. Так он хотел отблагодарить Божью Матерь за то, что он, молясь Ей, выжил, оказавшись посреди реки во время бури.
icons.pstgu.ru
Прославился этот образ в 1888 году. Однажды летом во время грозы молния ударила в часовню, начался пожар. После пожара среди пепла и руин была обнаружена икона «Всех скорбящих Радость» — и мало того, что она была невредима, так еще и, бывшая темной до этого, просветлела. Кроме того, к ней прилипли двенадцать мелких монет из разбившейся кружки для пожертвований. Удивительная история быстро стала известна всему городу, верующие потянулись посмотреть на чудесно сохранившийся образ и помолиться перед ним. Вскоре в часовне стали фиксироваться исцеления, слава расходилась все шире, а в 1890-е годы рядом была построена Скорбященская церковь. На популярность этого места среди верующих указывает упоминание его Анной Ахматовой в стихотворении про Петербург 1913-го года: «Паровозик идет до Скорбящей, / И гудочек его щемящий / Откликается над Невой». После революции церковь была разрушена, часовня закрыта. А икона с необычным названием оказалась в храме, название которого тоже запоминается — Троицкая церковь «Кулич и пасха».
Несколько лет назад началось восстановление Скорбященского храма, и уже не раз в родную часовню временно возвращался образ «с грошиками», сделавший когда-то это место одним из главных паломнических центров Питера.
Фото иконы
Образ множество раз воспроизводился в разных изводах, и на фото иконы «Всех скорбящих Радость» можно увидеть, как по-разному иконописцы могли писать этот сюжет, сохраняя единомыслие в главном. Любая икона этого типа говорит нам о том, что Богоматерь — наша любящая Заступница и Помощница.
icons.pstgu.ru
icons.pstgu.ru
1891. Частное собрание А.Е. Литвинова
icons.pstgu.ru
Сайт монастыря
Служба иконе «Всех скорбящих Радость»
Вскоре после прославления образа из храма на Ордынке были составлены сказание, то есть описание произошедшего по молитвам перед ней чуда, и служба иконе «Всех скорбящих Радость». Вечером накануне праздника, если он не совпадает с воскресным днем, обычно совершается полиелейная служба. Сразу в двух канонах, включенных в нее, восхваляется Богоматерь и звучат обращенные к Пречистой просьбы.
Молитва у иконы «Всех скорбящих Радость»
Молитва у иконы «Всех скорбящих Радость» может быть любой: обратиться к Богородице можно своими словами или используя тексты из молитвослова. Главное, чтобы это было не вычитывание непонятных слов, а живое общение с Той, Которая с сочувствием смотрит на нас с Небес.
Молитвы Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
***
О, Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим; разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день погибели и печали пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемая радости в Царствии Сына и Бога нашего. Аминь.
***
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирым и странным Предстательнице! Скорбящим Радосте, обидимым Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы ни благия Утешительницы токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
***
Заступнице Усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердная Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя, Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь иконе «Всех скорбящих Радость»
Тропари перед иконой «Всех скорбящих Радость» — краткие песнопения, раскрывающие заложенный в образ смысл. Они наполнены надеждой и благодарностью к Богородице, заботящейся о каждом обратившемся к Ней.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость», глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
Тропарь Пресвятой Богородице перед московским образом Ее «Всех скорбящих Радость», глас 4
Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/ имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/ та бо, верным являющи чудеса,/ низпосылает дары целебныя./ Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/ и на Тоя пречистый образ взирающе,/ яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу,/ и умильно глаголем:/ воззри, Мати Божия, оком милости,/ простри к нам руце Твои пречистыя,/ якоже на иконе Твоей сие зрится,/ и подаждь всем скорбящим радость,/ больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,// яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость», глас 8
Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице,/ притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/ мужие, и жены, и чада, здравии и болящии,/ в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/ Владычице, помози грешным рабом Твоим,/ яви яко Благая славу Твою,/ присно потщися умилосердитися на ны,/ испросити очищение душ и телес наших/ от Источника жизни нашея, Бога,// Егоже родила еси, едина Благословенная.
Акафист иконе «Всех скорбящих Радость»
Акафист перед иконой «Всех скорбящих Радость» был составлен и одобрен Синодом почти через двести лет после прославления иконы. Это произошло в 1863 году. А через сто лет, в середине ХХ века, в самом центре советской столицы, в храме на Ордынке, верующие каждую неделю собирались перед чудотворным образом, чтобы совершить молебен и спеть прославляющий Богородицу акафист.