Вопрос читателя:
Добрый день. Сгорел племянник — даже нечего похоронить. Его мать в недоумении — почему Господь так попустил? Не могу ей объяснить, по неразумности своей. Для нас он — герой, т. к. выводил людей и не рассчитал свои силы... Как мне ее утешать?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте! Дорогая читательница, мои соболезнования!
Какая же тяжелая ситуация для все и, в первую очередь, для матери! Она права: хоронить своих детей — это противоестественная ситуация, потому что норма — это когда дети хоронят родителей. А если мы вспомним о норме в целом (той самой, в которой человек создан Богом), то норма — это жизнь вечная в Боге и с Богом. И, хотя в мире и есть смерть тела и момент разделения души и тела, все равно эта заданная Богом норма продолжает быть. И каждый человек — то есть его душа — после того, как тело умерло, продолжает жить. Пока что все живут в ожидании Страшного суда, а потом будет продолжаться жизнь в Вечности, и вопрос в том, кто из нас сможет в Вечности быть именно с Богом, а кто будет от Него вдали, потому что внутреннее его состояние при земной жизни, то есть состояние души, таково, что от Бога далеко.
И все, что происходит, мы рассматриваем в перспективе именно Вечности. Сразу скажу: я не знаю, почему именно с Вашим племянником так случилось, потому что замысел Божий о нем мне не открыт. Думаю, что и практически никто из живущих не сможет сказать, почему одни спасаются из пожаров, а другие при прочих равных не спасаются, хотя все делали правильно. Отчего-то замысел Божий о племяннике именно таков. Единственное, что могу сказать точно, — что Господь забирает человека только в самый лучший для этого человека момент. А вот как от определяется, ведомо только Богу, Который сотворил этот мир и видит его одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Еще один момент — та самая свобода воли, с которой мы все созданы. Создав человека свободным, Бог его свободу не связывает вообще никак. И проблема в том, что не все люди употребляют свою свободу во благо. Те же пожары — это результат преступного употребления данной Богом свободы. И если бы Бог пресекал сразу все последствия таких неправильных выборов в земной жизни, получалось бы, что свободы у человека нет, потому что свобода — это в том числе и о том, чтобы нести ответственность за свои поступки. И да, поэтому и получается, что одни люди могут страдать из-за того, что другие себя ведут неправильно и преступно. В каких-то случаях Господь пресекает возможные последствий, в других — нет, и выбор этот идет, как ни парадоксально, из любви и с позиции Вечности — как будет лучше для человека в целом и в принципе, а не только тут, на земле.
И я понимаю, что принять это очень трудно, потому что, конечно, одно дело — это Вечность, и совсем другое — земная жизнь здесь и сейчас, в рамках которой принять, что любимого сына больше нет — очень сложно. И вот тут, думаю, самое правильное, что Вы можете сделать — это побыть рядом с сестрой и быть максимально честной. Можете подумать вместе о том, что я написал выше, но ни в коем случае не говорите, что сестра не может горевать, плакать и задавать вопросы. Она имеет полное право молиться Богу и, используя данное каждому человеку право напрямую обращаться к Творцу мира, спрашивать Его о том, почему вышло так, как вышло, кричать и говорить, что она не понимает, что ей слишком непонятно и больно. Это очень важно, потому что честно, искренне и это и есть настоящая молитва — искренний разговор с Небесным Отцом, Богом. Нарочно и искусственно убеждать себя в том, что все нормально — не надо! Потому что есть горе, есть боль, слезы, только что сын был жив — и вот его нет, и это боль такая страшная, что нужно время, чтобы ее прожить.
Подробно о том, как это можно сделать, можно прочитать в материале Как пережить смерть близкого человека? Думаю, сейчас важно не столько что-то объяснять сестре, сколько просто быть рядом, обнимать, разговаривать, молчать, помогать с домашними делами, если это нужно, вспоминать сына и ни в коем случае не ругать сестру за то, что она горюет так, как горюет! Имейте в виду, что самое сложное время — это первый год. И нужно сразу настроиться на это время, возможно, и на большее. Такие раны заживают очень долго, а шрамы, в общем, остаются на всю жизнь. То, что тело сына невозможно найти, очень тяжело! И вот тут Вы можете совершенно точно сказать, что на посмертную участь души это никак не влияет и что при всеобщем Воскресении Господь сделает так, что и те, кто сгорел, воскреснут, потому что ведь все тела — в том числе похороненные в землю — разлагаются и пропадают. И потом будут новые тела. Если сын был крещен, его можно отпеть (в храме нужно рассказать об обстоятельствах смерти, чтобы священник понимал, почему нет гроба с телом), за него, безусловно, можно и нужно подавать записки о упокоении. А на кладбище можно устроить кенотаф — пустую гробницу, то есть сделать условную могилу без гроба, чтобы можно было приходить туда и поминать сына вместе с другими родственниками.
Крепитесь! Вам всем сейчас очень сложно и иначе и быть не может, когда такая боль...
Помоги Господь пережить!