Семейная лодка разбилась… о храм?

Как мужья жен воцерковляют

Семейная лодка разбилась… о храм?

Написав текст о том, как жены мужей воцерковляют, я вскоре увидела комментарии: «Мужчины не лучше!». Женщины рассказывали о православных папах, у которых дети привыкли жить в режиме «папа в пост ушел из дома – доставайте колбасу», а остальные домочадцы тихо или со скандалом лезут на стену.

Я же помню историю, о которой читала в одной из книг о христианстве, написанной специально для женщин. Цитировалось письмо женщины в редакцию православной газеты, в котором она рассказывала историю своего развода. Там было достаточно просто описано, как однажды пришел к вере глава семьи, как постепенно стал погружаться в церковную жизнь и пытался воцерковлять домашних, как раздражали супругу его посты и поучения, и сужалась область общих интересов… А потом она забеременела и услышала от мужа примерно следующее: «Вот видишь, Господу все-таки угоден наш брак! Не вздумай только убить ребенка». Но женщина сделала аборт, после чего супруг «на законном основании» с ней развелся.

В общем, так черно, что лучше бы удалить предыдущий абзац и воздержаться от комментариев. Но здесь мне не дает покоя мысль о сопричастности мужа женщины содеянному. Оправдывать женщину глупо, но и считать упомянутого мужа правым я не могу.

Может, это идеализм, но мне кажется, что, кроме случаев тяжелых нравственных расстройств, женщина, даже совершенно неверующая, может все-таки решиться родить «неудобного» для нее ребенка в том случае, если абсолютно уверена в своем муже и его любви к ней и малышу. Нет, бывает, конечно, жена настолько «себе на уме», что мужу и не скажет, он у нее вообще не в счет. Но если женщина счастлива в браке, для нее, скорее всего, невозможно будет решиться на убийство. Конечно, за ощущение счастья человек отвечает сам, но многое зависит и от супруга, от того, насколько женщина чувствует его поддержку.

А в описанной истории жена долгое время жила в роли двоечницы: слушала отповеди о греховности ее одежды, интересов, образа жизни… Увы, чаще всего женщина даже самый поверхностный упрек мужа расшифровывает как «Не люблю!». И сколько угодно можно фыркать про «женскую логику».

Семейная лодка разбилась… о храм?

Фото Виктора Велина.

Мне кажется, тут дело не в логике, а в том, что мы слишком привыкли отождествлять любовь с оценкой: «хороший – люблю, плохой – глаза б не видели». Христианская любовь как нечто над-оценочное дается с трудом, и потому так легко представить, что если упрекают – значит, разлюбили. Вот я человек верующий и должна, по идее, принимать критику с кротостью и благодарением, а, однако же, муж временами даже тексты мои критиковать опасается. Что же требовать от женщины, которая привыкла видеть в критике не «душеполезность», а посягательство на ее достоинство, место в семье и нормальную самооценку?

А женщине-автору письма с наступлением беременности новообращенный муж еще и сказал фразу, которая тоже может быть широко интерпретирована и звучать для жены как снисхождение: «Я-де в тебе и нашем браке давно разочаровался, но вот Господь еще считает тебя к чему-то годной – так что ладно, потерплю». Какая уж здесь уверенность в любви мужа…

Конечно, письмо писала  супруга, так что картина в любом случае неполная, но все-таки черты новообращенного главы семьи в ней довольно типичны. И очень страшно при мысли, что описанная история может оказаться типичной. Страшно, что там, где один из двоих узнал о Христе, знание это может только катализировать трагедию.

Видимо, «знание» здесь и есть ключевое слово. Знание о Боге и Его заповедях у мужа-неофита уже есть, а умения с любовью узнавать образ Божий хотя бы в самых близких людях — нет. Зато есть опять же знание, что «враги человеку домашние его» — а значит, токмо попробуйте, грешнички, сопротивляться моему «Домострою».

К тому же бывает, что в зрелых летах семейный человек приходит к вере в пору личного и семейного кризиса, в пору переоценки ценностей. И вот в трещины ползущей через быт без Бога семейной лодки вбивается еще и проблема «греховности» жены и «праведность» мужа. Поверх неизжитых старых претензий к жене нарастает недовольство ее «безбожием». А у жены на фоне прежних размолвок появляется горькая уверенность: «Вот теперь – точно конец! Он меня уже затюкал – значит, совсем терпеть не может. Взаимно». И происходит то же, что в притче Спасителя про молодое вино и ветхие мехи.

Жаль, что не для всех новообращенных мужей очевидно: для женатого человека подвиг воссоздания себя и путь к Богу начинается с воссоздания любви в семье, с пути навстречу жене. Помните, как когда-то давно вы добивались того, чтоб эта женщина полюбила вас? Разве вы опирались на упрек? Теперь именно через вас она могла бы полюбить и Бога. Полюбить, а не бездумно повиноваться, чтобы муж «оставил в покое». Думаете, «на шею сядет»? Так ведь проявления любви – это интерес и уважение, а не безразличное потакание.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • 6 августа, 2013 12:08

    какая у него благодать? Зачем же Вы так уничижаете это чувство? Разве может человек в состоянии благодати и Любви упрекать??? Если бы он счастливый ходил, к жене начал любовь и заботу проявлять-тогда да. А он же наоборот-кичится своим новым знанием и жену переделывать начинает. Изменись он в лучшую сторону-разве б она аборт сделала???Троих бы родила, увидев в муже любовь к себе.

  • Замечательный пример неофитства главы семьи представлен в фильме: “Принцесса на бобах”. Сам фильм посредственный, видимо поэтому в нем присутствует обнаженная натура, но именно “воцерковление” молодого мужчины изображено, что называется в точку.

  • 14 июня, 2013 23:39

    Неофит? Прелесть? Откуда у него прелесть? Прелесть появляется от ощущения освобождения от грехов и страстей, мнимого ощущения святости. А у него чистая благодать от встречи с Богом! Он полон грехов и страстей. Скорей он делился с ней своей первой радостью о Боге! Она не смогла простить ему “увлечения” Богом и ослабевшего внимания к ней. Ревность привела к злому поступку (на зло ему сделала аборт, это скорей всего уже ненависть). Ошибка его в том, что в нужное время ослабил о жене заботу и внимание.(ИМХО). Грех это? Грех. Потому что нарушил установленный Богом закон бытия. Муж ответственен за жену, должен оказывать заботу и внимание. Хотя судить мы этого не можем т.к. всей правды не знаем. Знает один Господь Бог, Он и рассудит их. А мы должны учиться на чужих ошибках дабы не огорчать Спасителя нашего.

  • 14 июня, 2013 18:28

    в случае с мужем, у него религия стала предметом не веры, а психологического издевательства, тут демонстрация превосходства, вот я какой верующий и вот ты, такая сякая, он впал в прелесть ну и бесится(психологич. вампир если угодно). Хочешь изменить мир измени себя, ну или “что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего…” Если же человек верующий и его служение Богу есть неугодно всей семье, т.е его служение Богу будет ущемляться, слушать их не надо. Рвать отношения с семьей это грех! Они через вас потом могут к вере прийти, несите свой крест достойно, покажите плюсы вашей веры!Конечно же вера не может быть разменной монетой в отношениях, храм не сразу построили. Мне религия помогает объяснить человеку в беде, как он должен был поступить. Ну например: я им помогла, а мне все боком вышло! где Бог? справедливость?…Ну и кому помогли? Как оказалось, помогли людям у которых денег куры не клюют! Библия об этих людях говорит? им ли нужна помощь? Ну меня попросили!? мало ли кто чего просит, надо было цену назначить за услуги-рыночную. И если бы помощь действительно была нужна, вам бы деньги заплатили без разговоров.

  • 14 июня, 2013 16:09

    Да-а, хоть водку пей, хоть в бога веруй, мужик во всём виноват. Решение принимает женщина, а отвечает мужчина. Муж-неофит оказывается враг семье! Путь к Богу лежит через жену, а вдруг не то скажешь и оказывается ты её уже не любишь? Значит нет тебе Бога …. Поразительно. Елена, Вы меня уж извините, но хорошо хоть Господу Богу от Вас не “досталось”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *