"Игумен земли Русской" преподобный Сергий Радонежский вошел в историю нашей страны не только собственными подвижническими трудами, но также и тем, что воспитал целое поколение святых, которые разошлись из его обители по всей Руси. Одним из таких известных учеников преподобного Сергия был Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец.
Сведений о детстве и юношеских годах будущего святого до нас не дошло. Также неизвестно, когда точно и откуда именно пришел он в Троице-Сергиеву лавру. Причина этого в том, что житие преподобного Саввы было составлено только в середине XVI века. Его написал инок Маркелл (будущий игумен Новгородского Хутынского монастыря) по поручению митрополита Макария. Собственно, житие святого и начинается со слов: «Мы же о рождении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше».
Так или иначе, но считается, что в обитель преподобного Сергия Савва пришел задолго до 1380 года – то есть задолго до Куликовской битвы. Исследователи исходят из того, что к этому времени Савва уже был известным и духовно опытным монахом.
В иноческом звании Савва прошел все ступени подвижничества: он пребывал в постоянном послушании преподобному Сергию, много времени проводил в работах и молитве, подвизался в молчальничестве. Видя большие труды Саввы, преподобный Сергий Радонежский сделал его духовником всего монастыря. С одной стороны, это было наградой, а с другой – испытанием, ведь быть исповедником всей братии обители очень непросто.
Вскоре после победы русских войск на Куликовом поле в 1380 году Савве выпало новое серьезное служение – настоятельство. Дело в том, что еще до битвы против татар благоверный князь Димитрий Донской обещал преподобному Сергию возвести новый монастырь. После победы князь вспомнил о своем обещании, преподобный же Сергий отыскал подходящее место для будущей обители. Было решено построить обитель недалеко от Троице-Сергиевой лавры – в 40 верстах, на небольшом острове меж трех речек – Дубенки, Дубны и Быстрицы. Именно здесь был основан Успенский Дубенский монастырь, настоятелем которого и был поставлен преподобный Савва. Это служение он нес более десяти лет: все эти годы он продолжал вести строгую жизнь подвижника – держал строгий пост, никогда не надевал мягких и удобных одежд, по ночам молился, каялся в своих грехах. Все эти подвиги были частью живой традиции русского монашества, основоположником которой стал преподобный Сергий Радонежский.
Господь, видя усердие и духовные подвиги преподобного Саввы, уготовил ему новое, более высокое служение. После того как в 1392 году преставился преподобный Сергий Радонежский, настоятелем Лавры стал еще один его ученик – Никон Радонежский. Однако это служение он исполнял недолго: желая пребывать в постоянном безмолвии, он ушел в затвор. Братия Лавры обратилась за помощью к преподобному Савве. После долгих уговоров он согласился стать настоятелем обители и оставался им еще шесть лет.
После этого, желая уединения, Савва сложил с себя обязанности настоятеля и остался в монастыре простым иноком. Братия снова обратилась за помощью к преподобному Никону, который вышел из затвора и принял монастырь.
В момент, когда казалось, что жизнь подвижника уже устоялась, Господь послал ему новое и, вероятно, главное в его жизни служение. Однажды в Лавру приехал князь Юрий Звенигородский, сын Димитрия Донского. Будучи в тесных отношениях с самим преподобным Сергием (он был крестником святого), а также имея духовником преподобного Савву, князь обратился к последнему с просьбой – устроить вблизи Звенигорода монастырь и стать его настоятелем. Помолившись, преподобный Савва согласился остаться в Звенигороде. Место для монастыря выбрал сам князь Юрий – это была вершина горы Сторожевской (Сторожи). В самые короткие сроки была возведена первая постройка – деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вскоре собралась и братия, а сам монастырь впоследствии получил название Саввино-Сторожевского.
Из жития преподобного Саввы известен случай, когда святой изрек пророчество князю Юрию Звенигородскому о предстоящей победе. В 1399 году к Нижнему Новгороду подошли рати поволжских татар во главе с царевичем Ентяком. Трижды татары пытались взять город, но это им не удавалось. Тогда они пошли на хитрость – заключив мир с нижегородцами, татары смогли ворваться в город и разорили его. В ответ на это вероломство великий князь Василий Дмитриевич отправил вслед татарам рать во главе со своим братом Юрием Звенигородским. И вот перед выступлением в поход князь Юрий прибыл к преподобному Савве и попросил его благословения. После молитвы святой Савва благословил князя, осенил его крестом и предрек следующее: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою. Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божией, здравым возвратишься в свое отечество!» Все произошло так, как и сказал преподобный, – татары были разбиты, их города (Болгар, Жукотин и другие) взяты, а князь вернулся домой со славой.
Тем временем слава о самом Савве Сторожевском распространялась среди русских людей. Народ шел к нему за советом, молитвенной помощью, а многие и для того, чтобы принять иночество из рук святого. Однако сам преподобный Савва всегда стремился к уединению. Вскоре он ушел из монастыря. В версте от обители, в глухом лесу он выкопал себе пещеру, в которой и продолжал вести подвижническую жизнь. Но и живя в пещере, он продолжал помогать Звенигородскому монастырю: например, носил в обитель воду, для чего собственными руками выкопал под монастырской горой колодец.
Как сообщает житие преподобного Саввы, за подвижническими трудами в отшельничестве, он почувствовал, что вскоре Господь призовет его к Себе. Преподобный собрал братию монастыря, дал ей последние наставления, избрал себе преемника из числа монахов, которого также звали Савва.
3 декабря 1407 года святой Савва Сторожевский отошел ко Господу. Празднование святому было установлено на Московском соборе 1547 года, а 19 января 1652 года были обретены его нетленные мощи.
Судьба мощей преподобного Саввы во многом драматична. Так, после революционной смуты, в марте 1919 года, мощи были вскрыты и изъяты из обители (где они пребывали постоянно) VIII Отделом Народного комиссариата юстиции. До начала 1930-х годов они хранились в Москве, на Лубянке. Впоследствии мощи святого были переданы сотруднику Государственного исторического музея, члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области Михаилу Михайловичу Успенскому с формулировкой: «поместите куда сочтете нужным». Вместе со своей супругой Софьей Дмитриевной он долгие годы хранил их дома. Его наследники в 1985 году передали их в московский Свято-Данилов монастырь. Лишь только в августе 1998 года мощи торжественно были возвращены обратно в родную Звенигородскую обитель, где и находятся ныне.
Смотрите также: