Сатана и семя жены. Самые загадочные пророчества Библии - Православный журнал «Фома»
Сатана и семя жены. Самые загадочные пророчества Библии

Сатана и семя жены. Самые загадочные пророчества Библии

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила...

Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас.

Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Одно из самых первых пророчеств, с которым мы сталкиваемся, раскрывая Библию, произнес Сам Господь, обращаясь к сатане. Падший дух под видом змия проник в рай и соблазнил первозданных людей — Еву, а через нее и Адама. Доверившись слову змия и захотев стать как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5), люди нарушили единственную заповедь, которую получили от Бога в раю, и попробовали плод дерева, стоявшего посреди райского сада. Приняв от сатаны мысль, будто предостережение Господа смертью умрешь было обманом, они разрушили отношения взаимного доверия с Богом. С этого момента, как и предупреждал Господь, Адам и Ева стали смертными существами, обреченными жить в не слишком гостеприимном мире, в болезненных муках рожать детей и в поте лица, то есть тяжелым и изнурительным трудом, добывать себе пропитание (ср.: Быт 3:16–19).

Сатана и семя жены. Самые загадочные пророчества Библии
Богородица попирает змия, держащего плод,
которым он соблазнил Еву и Адама
"Непорочное зачатие". Питер Пауль Рубенс. 1627

А вот змию, точнее сатане, Господь сказал совершенно непонятные, на первый взгляд, слова:

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Бытие, глава 3, стих 15

Итак, сатане предстоит враждовать с женою и, что еще более удивительно, с ее семенем. Оно («семя») поразит сатану в голову, хотя тот сможет жалить его в пяту.

Что всё это значит? И какое семя может быть у жены?

Как это объяснить:

Словом «семя» в Библии часто называется потомство человека. Сам Бог именует Исаака и его потомков семенем Авраама (Быт 21:12); Моисей, обращаясь к израильтянам, называет их семенем отцов — ветхозаветных праведников (Втор 10:15); многочисленным семенем называет потомков Иова один из его друзей (Иов 5:25) и т. д.

Но обратите внимание: во всех этих примерах (да и в других, которые можно было бы привести) речь идет о потомстве мужчины. А Бог подчеркивает, что враждовать с сатаной будет семя жены…

В истории человечества был только один пример, когда женщина родила ребенка без участия мужчины. Этим Ребенком был Господь Иисус Христос. И в обетовании о «семени жены» мы имеем не что иное, как предсказание о Спасителе, Который родится от Девы, поразит змия — диавола и избавит человечество от его власти: именно так понимали это место все святые отцы. Это обетование называют еще Первоевангелием. Ведь «евангелие» в переводе греческого — «добрая весть». И Господь в самом начале человеческой истории утешает наших согрешивших прародителей, возвещая диаволу поражение от грядущего Спасителя.

Сатана и семя жены. Самые загадочные пророчества Библии
В круге на груди Богородицы изображен младенец Христос. Икона указывает на воплощение Спасителя как Заступника мира.
Богоматерь. Икона Знамение.
Ярославль. Около 1218 года

Правда, змий сможет «жалить его в пяту». В символическом значении пята «есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого», обращает внимание святитель Филарет Московский, митрополит Московский: речь в этой части пророчества идет об уязвлении всех верующих «соблазнами, бедствиями, смертью телесною». Зачем это нужно? Для того, объясняет святитель Филарет, «чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу».

Но и Сам Победитель диавола, Сын Божий Иисус Христос, тоже пострадает от него. Сатана, названный в Откровении святого апостола Иоанна Богослова «древним змием» (Откр 12:9), получит власть и Самого Христа «жалить в пяту», то есть ранить Его в самое уязвимое место — Его человеческую плоть. Это предсказание о том, что Христос пострадает, как человек, — и тем самым победит врага.

Чем важно это пророчество:

Это первое библейское упоминание о приходе Спасителя, Который избавит человека от последствий первородного греха.

Где можно услышать слова пророчества сегодня?

Фрагменты книги Бытие (из которой взят этот отрывок) и некоторых других ветхозаветных книг звучат в храме на утренних службах Великого поста и называются паремиями. Пророчество о «семени жены», которое поразит главу змия, читается в пятницу первой седмицы Великого поста.

Подготовил Игорь Цуканов

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (23 голосов, средняя: 4,57 из 5)
Загрузка...
10 августа 2019
Поделиться:

  • Юлия
    Юлия2 года назадОтветить

    Откровение 12:17
    И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
    Из этого стиха Откровения,видно что не Один Христос от семени ее.Хотя конечно именно Христос играет решающую роль в этой вражде.

  • Елена
    Елена3 года назадОтветить

    Надежда, как же у женщины нет "семени"? А яйцеклетки?

  • Сергий
    Сергий3 года назадОтветить

    )))
    Тёмные места Библии - прежде всего повод иначе перевести её текст, а не повод фантазировать над "великими тайнами и пророчествами" в них якобы скрытыми ...
    Но в ряде случаев уже просто необходимо и по иному расшифровать исходный древний консонантный (сплошной текст только из согласных букв) древнееврейский текст древних манускриптов, ибо евреями в период ассирийского, а затем вавилонского пленений, смысл их священных текстов был полностью утрачен, и они заново "прочитали-расшифровали" эти сохранившиеся и уже непонятные им самим древние артефакты в эпоху Ездры, практически также, как мы расшифровываем ныне древние тексты майя или шумеров.
    Так вот, например, в первых главах Бытия вообще аномально высока концентрация невообразимо странных тёмных мест, текст тут отличается спутанностью, непоследовательным рваным характером изложения, разрывом смыслов, некогерентностью, повторами, противоречивостью, местами невероятной концентрацией странных и порой не ясных никому имён собственных и названий, и т.д. и т.п.
    Это явный признак тотальной перекройки изначального смысла текста при его иной расшифровке и прочтении.
    Я работаю над этим текстом около десяти лет на древнееврейском.
    Пришлось собрать всю серьёзную академическую литературу на эту тему, все словари и учебники древнееврейского языка и многое другое.
    Итог по данному стиху примерно таков.
    Ну, "змея" там в тексте нет.
    Вполне можно перевести и без "змея".
    От змея и много другого "избавляемся" просто иной огласовкой и некоторым числом эмендаций из набора эмендаций, которые применяли переводчики и "расшифровщики" Ветхого Завета и при создании современного официального перевода Библии.
    И каков перевод тогда этого места?
    Вот таков.

    Исходный современный текст.
    3.13 И сказал Господь Бог женщине: что ты это сделала?
    Женщина сказала: змей обольстил меня, и я ела.
    3.14(1) И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это,
    3.14(2) проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми;
    3.14(3) ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
    3.15(1) и вражду положу между тобой и между женщиной,
    3.15(2) и между семенем твоим и между семенем ее;
    3.15(3) оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

    Тут, в принципе, явная редакторская правка у древних, и строки 3.14(2) и 3.14(3) переставлены сюда из другого места, чуть более дальнего по тексту. Но я оставил всё как есть и в оригинале и в своей расшифровке.

    Иная расшифровка.
    Разумеется, это подстрочник пока и черновой, вовсе не окончательный, вариант трудов последних лет восьми.
    3.13 И сказал Господь (יְה Бог הוָ֥ה Дающий Жизнь) в отношении тёплого источника к женщине: КАК это сделала?
    И сказала женщина: предсказание забыла я и пользовалась.
    3.14(1) И сказал Господь (יְה Бог הוָ֥ה Дающий Жизнь) в отношении этого тёплого источника: предвещаю, так как сделала это,
    3.14(2) я буду источать тобой, их всех грудью молоком теплого источника будешь кормить жили сосцами её.
    3.14(3) Над чревом твоим приучишься твоего отныне детеныша питать, весь теплым источником чтобы оживлялся тобой.
    3:15(1) отныне станет противником мужчина: будет определять в уме, как его отдельность женщину.
    3:15(2) Отныне отличие рода твоего, и отличие рода его.
    3:15(3)Он будет обнажать тебе голову, а ты будешь показывать ему пяту.

    Всё ведь ясно? Имеем перед собой просто текст древнего мифа о том, как возникли люди, и как у них возникли дети, вопреки первоначальному замыслу Бога.
    Обычная древняя мифология с древнейшим матриархальным уклоном, который во времена Ездры крайне неуклюже очистили от этого матриархального уклона.
    И нет в этом тексте никакого "змея", никакого "ползания на чреве", никаких "зверей" (почему то обязательно "полевых") и т.д и т.п. Да, скрыли просто иной огласовкой совсем иной неудобный смысл этого же сочетания согласных букв, вот и всё, и появились штампы типа "звери полевые" и тому подобное.

    И так по всем одиннадцати первым главам Бытия, да, и далее местами (тёмными) по всей Торе.
    Ну, ведь факт, что например, стихи Бытия о "реках Эдема" или о том, как "Адаму не нашлось "помощника" среди "зверей"", ставили и ставят в тупик абсолютно всех, и что нет никаких вразумительных пояснений этих мест, кроме аллегорических толкований. Да, ещё что характерно: странную инородность, бессмысленность, отвлечённость вставки про "реки Эдема", совершенно инородного текста по ходу рассказа библейской истории, никто понять и объяснить не может, разве что нам придётся считать древних за идиотов, писавших свои мифы в стиле "поток сознания".

  • Надежда
    Надежда3 года назадОтветить

    “…оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту…”
    Прямой логичный смысл здесь видится простой -
    "поражать в голову" - раскрывать тайные мысли, опережать замыслы, что называется "выводить на чистую воду" и "видеть насквозь";
    "...жалить в пяту" - подлавливать в мелочах, на недоработках, на том чему забыли уделить внимание.
    Сначала в статье рассказывается что слово "семя" есть синоним "потомство", но дальше вдруг напрочь об этом забывается. Но если как раз взять это значение слова, то получается:
    потомство Евы - человечество - это его способность и задача - видеть ложь и замыслы злых сил, отличать их от Истины. И стремиться к совершенству в этом - уменьшать свою "пяту".

  • Надежда
    Надежда3 года назадОтветить

    Приведённое в этой статье толкование - всё рассыпается, все его части нелогичные.
    Дева Мария родила Иисуса не от своего семени. Особое нематериальное семя ей дал Бог. А у неё не было семени, она же не была гермафродитом каким-то. Так что такое толкование, что речь идёт про женщину, даже такой особенный случай - всё равно неверное.
    "...оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту..." - речь идёт не об одном разе, не об одном событии, а о длительной ситуации, судьбе. Иначе было бы "поразит" и "ужалишь".
    Насчёт того, что змий сможет ужалить Христа - здесь почему-то напрочь забывается о том, что по догме Христианства - Христос есть сам воплощенный Бог, Бог-Сын равный (и неотделимый, в Троице) от Бога-Отца. Ради чего позволять змию ужалить плоть Христа? Чем это поможет людям? Как это смогло бы их очистить от первородного греха - от греха недоверия Богу, греха сомнения, попытки обмануть Бога?
    Ужалить самого Бога - это разве что могло бы доказать возгордившемуся бывшему ангелу, что Бог абсолютно недосягаем по всем уровням и пытаться повредить ему - бесполезно.
    А диавол ведь, в библии, ещё и пытался искушать Христа. Это вообще странно, если считать, что Ииисус - воплощение Бога. Значит, диавол об этом как-то не знал?

  • морозоВладимир
    морозоВладимир3 года назадОтветить

    _!:Первый _ грех : В _ Эдемском саду = этОслушание , при _ Событиях : Относительно _ Яблока : по сути _ Измена . ..

  • Иван
    Иван4 года назадОтветить

    "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту."- перевожу на понятный гражданский современный русский язык:
    "И будут враждавать потомки людей (потомки Евы и Адама) со змеями и гадами земными; они (потомки Евы и Адама) будут бить змей и гадов земных в головные части их тел, а змеи и гады земные в ответ смогут только жалить их в нижние конечности".
    Всё просто и банально. Как и есть сейчас. И нет тут сверхъестественного священного скрытого смысла.

  • Дмитрий
    Дмитрий4 года назадОтветить

    Почему человечества не существовало бы? При создании человека Адама и Евы сказано было: "Плодитесь и размножайтесь!"...

  • Саша Несмирнов
    Саша Несмирнов4 года назадОтветить

    Странно, что даже в наш век высоких технологий, управления атомом, изучения звёзд и чёрных дыр находится множество идиотов, благостно верящих в глупые древнееврейские сказки. Ну что ж, государство это поощряет и оказывает попам и церкви всяческое содействие лишь по одной, вечной как мир, причине: тёмным суеверным быдлом гораздо проще управлять, нежели умными и думающими людьми.

  • alz777
    alz7771 год назадОтветить

    у инсайдера

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь