Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас.
Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Многие пророки вели себя непривычно для окружающих, можно сказать, юродствовали. Особенно странным было поведение пророка Иезекииля, израильского священника, который жил в первой половине VI века до Р. Х. и проповедовал среди иудеев, уведенных в Вавилон царем Навуходоносором.
Однажды, например, Иезекииль находит кирпич и прямо посреди иудейского селения начинает изображать осаду Иерусалима: насыпает против этого кирпича вал, устанавливает «стенобитные машины» и «ведет штурм» этого кирпича. Затем ложится на бок и лежит на нем, не вставая и никуда не уходя, 390 дней, а потом еще 40 — на другом боку. Одновременно Иезекииль налагает на себя пост: печет себе хлеб и вкушает по 300 граммов этого хлеба и по 600 граммов воды в день, подражая жителям осажденного города. Печь хлеб Господь заставляет его на нечистотах, возвещая, что настанут дни, когда и в Иерусалиме не будет хорошего хлеба и людям придется есть нечистое. В конце концов, пророк обривает голову и бороду, а сбритые волосы раскладывает на три части: одну сжигает посреди того «города», который он соорудил, другую рассыпает вокруг этого города и рубит ножом, а третью развеивает по ветру, говоря, что так же будет и с жителями Иерусалима. Часть их погибнет в городе, часть — в округе, а часть будет рассеяна среди других народов (ср.: Иез 4:1–6, 9, 12, 13, 16; 5:1–7).
Конечно, со стороны всё это выглядело как поведение сумасшедшего. Но может быть, ему можно найти какое-то разумное объяснение?
Какое объяснение тут можно предложить:
Главный грех, в котором Господь обвиняет иудеев устами Иезекииля, — идолопоклонство, отступление от самой первой заповеди Ветхого Завета: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:3). Слова, очевидно, уже мало действовали на людей, объясняет проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. Ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их, — обращается к Иезекиилю Господь (Иез 33:32). Поэтому пророк пытается привлечь внимание людей хотя бы символическими действиями, как мы сказали бы сегодня, устраивает перформанс. По-видимому, это был единственный способ достучаться до равнодушных соотечественников.
430 лет — столько прошло с момента основания Иерусалимского храма при царе Соломоне до разрушения его при Седекии, и всё это время Бог терпел беззакония израильского народа, объясняет преподобный Ефрем Сирин.
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин предлагал считать годы «беззакония», начиная с разделения Иудеи и Израиля — тогда получаются тоже похожие цифры. «Но точное совпадение едва ли здесь и нужно, — пишет он. — Беззаконное существование Израильского царства действительно относится к беззаконному периоду в Иудейском царстве, как 390 к 40, и такая же приблизительно пропорция существует между длинным пленом первого и коротким второго».
Иезекииль не просто юродствует, изображая судьбу израильского народа, — он подвергает себя вполне реальным страданиям. Более того, Бог отнимает у пророка «утеху очей», его жену, и даже запрещает совершать плач по умершей. Смерть любимой жены пророк уподобляет другой катастрофе — разрушению храма:
Вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей (Иез. 24:21).
И тут возникает еще один важный вопрос: почему Бог возложил на Иезекииля такое тяжелое наказание, когда виновен был не лично пророк, а народ? Сам по себе Иезекииль был человек, судя по всему, вполне благочестивый и верный Богу. Зачем же ему пришлось терпеть все эти страдания — тосковать об умершей жене, больше года лежать на земле, есть нечистую пищу, изображать из себя сумасшедшего?
Многие комментаторы Книги пророка Иезекииля сходятся в мысли, что пророк являл собой образ Бога, Который, с одной стороны, уже долго переносил оскорбления от нечестивых иудеев и израильтян, а с другой, должен был пострадать еще больше, став человеком и претерпев все муки земной жизни вплоть до позорной смерти на кресте. Иезекииль «тяжело страдал за весь народ, проображая страдания Христа за мир», — писал профессор А. П. Лопухин, приводя в подтверждение этой мысли одну стихиру из службы пророку: «Иезекииле богоприятне, яко Христов подобник, чуждого долга томительство претерпел еси, лют истязаем, преднаписуя хотящее честного ради креста быти миру спасение, богоявление, и избавление» («О, Иезекииль, возлюбленный Богом! Как подражатель Христов, ты терпеливо понес на себе бремя чужого долга и, тяжко страдая, изобразил собою спасение мира, избавление и явление Бога через крестные страдания»).
Вопрос о справедливости страданий хороших и добрых людей не находит на земле окончательного ответа. Из Библии мы знаем, например, что праведник Иов был лишен всего, что имел, и тем не менее остался верен Богу. А Иезекииль был не просто праведником — он был избранником Божиим, нес пророческое служение, возвещал людям волю Бога. А судьба пророков часто бывала трагической...
Чем это пророчество важно:
Пророчества Иезекииля показывают, что судьба сообщества людей и отдельного человека всегда тесно связаны и что отдельный человек может принять на себя по крайней мере часть ответственности за чужие грехи. Именно это — но уже в полной мере — сделал Господь Иисус Христос.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева