
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Я, как замужняя женщина, должна носить платок на голове в церкви, это для меня ясно, а вот мои дети девочки (2 года и 9 лет) с какого возраста должны носить платки в церкви?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Бог Вас благословит!
Очень часто мы, читая Священное Писание, игнорируем толкование и пытаемся исполнить буквально то, что написано в нем. Нужно обязательно понимать, кому адресуются строки в нем и по какому поводу. «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5), — эти строки были адресованы христианской общине Коринфа. В те времена и в данной местности были нормы общественной этики, которые предписывали замужним женщинам прятать волосы. С распущенными волосами ходили проститутки, которых в наказание за различные преступления брили наголо, таким образом обозначая для общества их социальный статус. Норма прятать волосы под платками замужним женщинам пришла и на Русь. Причем касалась она только замужних женщин. Девушки до замужества голову не покрывали, но плели косы. Отсюда и пошло слово «опростоволоситься», то есть быть с распущенными волосами. Почему то те люди, которые цитируют вышеуказанную цитату из Священного Писания, забывают процитировать следующий стих, который запрещал женщинам той местности и времени стричь волосы. «Если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6) Если уж буквально соблюдать букву Священного Писания, игнорируя толкование, тогда женщинам и нельзя стричь волосы. Но у нас редко встретишь женщину, которая с младенчества не посещала парикмахерскую.
У нас есть еще одна вариация выполнения данной традиции, при которой женщины в храмах должны быть обязательно в платке. Шляпка, берет, кепка — под запретом, потому что это слишком «модно» (см. Можно ли женщине в церковь в шляпе?). Важно помнить о том, что покрывать женщине голову в храме — это всего лишь человеческая традиция, которая никак не влияет на дело нашего спасения.
Другое дело, когда женщина приходит в храм, где эта традиция ревностно поддерживается и стоит с непокрытой головой, игнорируя гневные и осуждающие взгляды других прихожанок. Тогда налицо введение в соблазн других людей и подталкивание их к осуждению. Важно смириться перед традицией данного прихода и помнить о любви к ближнему. С какого возраста надевать головной убор девушке в храме — опять же, решать нужно по месту. Есть приходы, в которых девочкам принято надевать платочки с раннего детства, а есть такие, в которых девушки надевают платки уже будучи подростками или даже старше. Просто сделайте так, как принято у вас.
Очень важно понимать, что Литургия — это не костюмированная вечеринка реконструкторов, а совместное дело христиан, Евхаристия, то есть Благодарение Господа за возможность соединяться с ним и принимать в себя Его Плоть и Кровь для Спасения в Жизни Вечной.
Божьей помощи Вам и рассудительности!
... с такого, с какого она понимает, зачем туда пришла!
«Другое дело, когда женщина приходит в храм, где эта традиция ревностно поддерживается и стоит с непокрытой головой, игнорируя гневные и осуждающие взгляды других прихожанок», это не другое дело, и быть им не может, не нужно свои недочёты в воспитании паствы перекладывать на прихожан. Объяснил священник если все прихожанам, запретил лезть к другим - значит не будут кидаться, а если «забил» или боится остаться без прихожан, то имейте смелость это признать.
Ох если бы всё было так просто
Не регламентировано, но в большинстве храмов женщину без платка (с непокрытой головой) скушают. Недаром почти везде стоят ящики с платками и юбками. Чужой обычай выполняют больше чем любовь к ближнему
Почему чужой? Это обычай, который сложился в том приходе, епархии либо поместной Церкви, на территории которой стоит храм. Любовь к ближнему никто не отменял, но апелляция к любви работает в обе стороны - поскольку трудно назвать любовью позицию "буду делать потому, что могу, и пусть эти прихожане думают что угодно и злятся сколько им влезет".
Т.е. человек, даже если он прав, по вашей логике должен не вводить в искушение большинство, которое не право и меняться не собирается? Почему тогда священники с этими прихожанами не ведут разъяснительные беседы?) боятся гнева этих «праведников», что самих затопчут? поэтому автор не прав - сейчас для 90% постоянных прихожан, это как раз костюмированные тусовки, кроме «батюшка благослови» ничего нехотя знать.
Поразительные утверждения. Большое спасибо за то, что Татьяна с ходу записала меня в участников костюмированного бала. Ибо я надеюсь, что таки вхожу в число постоянных прихожан своего любимого храма. Но уж с чем я не могу согласиться - так это с интерпретацией роли этих самых 90%. Ну, и с орфографическими проблемами Татьяны. Смею уверить, что 90% от этих 90% прихожан выразили бы свою мысль четче и грамотнее, я уж не говорю - доброжелательнее...
А почему Вы решили, что большинство не право, если тут ясно сказано, что ношение платка не регламентировано? Если нет критерия оценки, то как можно оценить правость или неправость? Также непонятно с чего Вы вдруг решили, что священники не ведут никаких разъяснительных работ. И откуда статистика про 90% прихожан?
Простите, но на вопрос, с какого возраста одевать платок в храм ДЕТЯМ - девочкам 2 и 9 лет - вы не ответили!
Ответили. Читайте внимательней - одеваться надо так, как принято на вашем приходе. Ношение платка в православной церкви не регламентировано.