Вопрос читателя:

Можно ли женщине в церковь в шляпе?

Ответ:

В Русской Православной Церкви принято, что женщины молятся на богослужении с покрытой головой. Известна фраза, приписываемая Патриарху Алексию I — «Белые платочки спасли Русскую Церковь». Это сказано о простых верующих женщинах, которые не переставали ходить в храм в десятилетия советских гонений.

Как правило, прихожанки действительно носят платок, но почему в церкви нельзя быть в шляпке, берете или ином головном уборе? На самом деле, конечно, можно (если только убор не слишком эксцентричный и привлекающий внимание), да и «обязательное» ношение платка — лишь дань традиции.

В числе аргументов сторонники этого обычая, как правило, приводятся слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор, 11, 5). Однако ношение женщиной головного покрывала не имеет специфических христианских оснований — это общая восточная традиция, которая была распространена в апостольские времена. Апостол Павел напоминает о ней, призывая христиан не пренебрегать приличиями, дабы не казаться смутьянами. С другой стороны, он касается этого вопроса лишь в одном из своих 14-ти посланий и в целом уделяет обрядам и традициям гораздо меньше внимания, чем вопросам веры и нравственной жизни. Все аргументы апостола Павла в пользу покрытия женщинами голову апеллируют к обычаям и традициям, а не фундаментальным принципам веры.

На Руси обычаи отчасти напоминали древневосточные. Замужние женщины, выходя из дома, должны были покрывать голову, а незамужние девицы и маленькие девочки обходились без головного убора. Те же правила распространялись на храм.

В XIX-ХХ веках женщины в церкви носили головной убор, соответствующий сословию и текущей моде. Например, перед революцией знатные особы и горожанки появлялись в храме в шляпах и шляпках, а крестьянки — в платках. После революции многие аристократы эмигрировали из страны или подверглись гонениям, и в церквях остались, в основном, немолодые крестьянки.

«Верные обычаям, они собирались в храмах в платках и традицию ношения платков передали по наследству, вот и все, — поясняет протоиерей Андрей Ефанов. — Совершенно равнозначно, приходите ли Вы в храм в шляпке или в платке. И, возможно, аккуратно собранные волосы под красивой шляпкой — это более скромный и собранный вариант похода в храм, чем платок, небрежно накинутый на распущенные волосы».

В других православных странах историко-культурный контекст складывался иначе. Например, в Греции надевать в храм платок не считается обязательным. Дело в том, что греки долгое время были под игом турок, требовавших от женщин покрывать голову. Приходя в церковь, христианки хотели чувствовать себя свободными от иноземных обычаев и голову не покрывали.

В любом случае главное — внутреннее состояние молящегося, и уж тем более нет поводов осуждать даму, зашедшую в церковь в шляпке (как, впрочем, и кого-либо еще).

Редакция журнала «Фома»

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: