Дети выросли. Уже ни у кого не надо стоять над душой по поводу несделанных уроков. Никому не надо напоминать помыть ноги. Теперь другие проблемы — в точном соответствии с пословицей про маленькие бедки.
Теперь дети желают плодиться и размножаться. Ничего дурного в этом совершенно естественном желании нет. Дурное есть вне его: социальная зрелость по мере развития человечества все больше и больше отстает от физиологической. Родить детей ты можешь и в пятнадцать. А вот чтобы вырастить их — ты должен быть здорово старше, иначе без помощи никак. А помощь-то будет? Есть на кого рассчитывать?
У ближних и дальних знакомых дети чудят. Они уже все решили. Нет, я даже не о тех запредельных случаях, когда невеста точно знает, что абы как она замуж не выйдет, ей нужно совершенно конкретное платье, меховая накидка, белый лимузин, букет от лучшего флориста, фотосъемка и кольцо с бриллиантом, а возлюбленный (точнее, его родители) должен финансировать проект «моя большая толстая свадьба». Нет, я о хороших детях, любящих маму и папу.
Одни восемнадцатилетние пошли и тихо расписались — они же порядочные, они же не в гражданском браке каком-нибудь живут! Правда, жить приходится у родителей, которые до сих пор не знают о судьбоносном решении крошек. Ну ничего, глухой ночью, тайком-тайком, как крыса Чучундра вдоль плинтуса — молодая жена сопровождает молодого мужа в туалет, а днем таскает ему еду из родительского холодильника. Ничего, что родители и кормят, и поят, и коммунальные платежи оплачивают, и учебу на платном отделении вуза. Зато принято самостоятельное взрослое решение.
У других тоже уже все решено: будем учиться, женимся, там и детки пойдут. Очень правильные новобрачные, хорошо воспитанные: блудить грех, предохраняться грех, много деток — хорошо. А жить где — квартиру снимем! А на какие деньги? А заработаем! А с детками кто будет сидеть? А Господь усмотрит! Даст деток — даст и на деток!
Родители, конечно, при всем этом сходят с ума от тревоги. Совершенно одинаково — что верующие, что неверующие. Потому что детки уже взрослые, с гражданскими правами и способностью к размножению, но еще без царя в голове, без доходов, без навыков самостоятельной жизни — и полностью зависимые от мамы с папой. Видимо, предполагается, что Господне усмотрение на практике проявится в том, что родителям станет невыносимо смотреть, как их крошки пытаются выживать в одиночку, и снимут им квартиру, и будут дальше оплачивать вуз, и пристроят их на хорошую работу, а когда пойдут детки — будут радостно сидеть с внуками. Все это, правда, может совершенно не совпадать с планами родителей распорядиться своей жизнью и своими деньгами. Деньги могли быть отложены на учебу сына, а не на съем квартиры молодым. И если мальчик женится — маме с папой придется взять дополнительную работу. А если мальчик решит идти работать сам — то на квартиру ему не хватит, без опыта работы он так себе специалист. И учебу придется бросить — ту самую, в которую родители, желая ему помочь, несколько лет вкладывали деньги — а теперь выходит, зря.
Получается, что не своей судьбой так легко распоряжаются молодые, а родительской. Их жильем, их временем, их здоровьем, их деньгами. Немудрено, что родители так сходят с ума; немудрено, что горько вопрошают детей: как же так? А вы подумали? И прикусывают язык, прежде чем спросить: а о нас вы подумали? Да нет, конечно, не подумали, когда женятся, вообще не об этом думают.
И бедные родители бьют во все колокола, пытаясь понять, как же им теперь жить, как быть с этим неожиданно свалившимся на них счастьем, как выгребать из-под него, чтобы уцелеть. Одни бегут спрашивать совета у друзей — кто в жизни, кто в интернете. Друзья рассказывают вдохновляющие истории из жизни: «а меня в 19 лет муж привел к своим родителям жить. Я вообще студентка была, даже без стипендии. Ничего, выжили как-то». Другие вопрошают батюшек.
Удивительно, что с батюшками и друзьями разговаривать оказывается проще, чем с собственными детьми. Оказывается, настолько нет у людей навыков обсуждения сложных ситуаций, что они старательно уходят от разговоров, делают вид, что ничего не происходит, ждут, когда дети сами проявят инициативу, возмущаются — но молчат. А то если заговорят, то это же будет конфликт? Мы же не хотим с ними конфликтовать, мы же хотим мирно? А они как эти!
Оказывается, нет ничего труднее, чем со своими родными детьми сесть и безо всяких обвинений, безо всякого «чем вы думали» — устроить обыкновенный мозговой штурм. Поразмыслить о том, какими ресурсами молодая семья реально располагает, какой помощи ждет от родителей и на какую реально может рассчитывать; где и на что будет жить, кто и из каких средств будет оплачивать бытовые расходы, квартплату, обучение; кто и где собирается работать; что будет дальше с учебой. У детей до сих пор не так уж много было возможностей на практике научиться планированию, организации и контролю; вот как раз удобный случай научиться — и кому, как не родителям, тут помочь?
Кстати, исход такого круглого стола вполне может быть и не самым утешительным для молодоженов: «не потянем» — это то, что надо осознавать на берегу, а не на девятом месяце беременности, когда хозяева гонят с квартиры, а работы нет и не предвидится. Господь управит — да; Он откликается на молитвы и творит чудеса. Но рассчитывать на чудо — это искушать Господа Бога своего. Весело жениться без крова и гроша в кармане и немедленно приступать к созданию младенчиков — это требовать чуда. Пусть нам вороны приносят пищу, ангелы нянчат наших детушек, а родители купят квартиру.
И прям чувствуешь себя бабой-ягой, старой перечницей, напоминая: если у юной семьи есть претензии к контрацепции, то нет никаких канонических препятствий к воздержанию. А родители — это те самые ближние, на коих стоит отрабатывать модель поведения «веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Впрочем, дети тоже. Я бы не хотела, чтобы там, когда-то давно, мои мама с папой ехидно вопрошали меня, чем я думала. Они не вопрошали — просто помогали, столько, сколько надо.
С любовью и без упреков.