Ребенок учится на двойки. Что делать?
Родители часто обращаются с таким запросом. Кто-то называет ребенка лентяем и лоботрясом, кто-то ― умственно неполноценным, а кто-то в целом теряется в догадках и не может даже предположить, что не так с ребенком. А причины могут быть самыми разными. Изучим их вместе с психологом Глебом Ткаченко.
Иногда в жизни ребенка происходит что-то такое, о чем он стесняется или боится рассказывать. Например, его обижают одноклассники. Или с кем-то из учителей возникли серьезные конфликты. А может, что-то вне школы настолько беспокоит его, что ему вообще не до учебы. Если ребенок в целом довольно успешно учился, а потом резко изменился, помрачнел, стал менее разговорчивым и скатился на двойки, то это повод серьезно обеспокоиться. Важно дать ребенку понять, что вы готовы ему помочь, что вы всегда будете на его стороне и не оставите его в трудной ситуации. Это в целом общая рекомендация для родителей. И чем раньше будет создано такое безопасное пространство, в котором ребенок сможет открыто рассказать, что его беспокоит, тем проще будут решаться проблемы в будущем. Если же этот момент упущен, то следует всеми силами демонстрировать ребенку готовность в любой момент выслушать его и помочь разобраться с возникшими трудностями.
Бывает, что все не так плохо. Просто ребенок увидел, что существуют люди, которые зарабатывают просто и быстро. Во всяком случае, ему так кажется. Например, он видит, что какой-нибудь блогер просто болтает на камеру, а ему кидают за это донаты. И его озаряет: зачем учиться, если можно просто быть блогером? С таким ребенком важно говорить с позиции убеждения. Вести такую, казалось бы, простую деятельность, как блогерство, на самом деле очень сложно. Нужно не только уметь грамотно говорить и излагать свои мысли, но еще и иметь мысли, которые будут интересны зрителям. Монтаж, настройка света, составление сценариев для ролика ― огромное количество задач, которые требуют знаний в разных сферах. Я общался с таким подростком, когда работал в школе. Тогда я спросил его, какие блогеры ему нравятся. А потом мы вместе почитали их биографию. Оказалось, что все они имеют высшее образование и опыт работы в различных сферах. Прийти в сферу блогерства с пустыми руками очень мало у кого получается. Эту сферу я привел для примера ― ребенок может увидеть пример в ком-то еще. Но сам принцип диалога по этой теме является общим для разных примеров.
Есть дети, которым легко давалась учеба в начальной школе ввиду быстрого мышления, хорошей памяти, творческого подхода. Они без труда справлялись с задачами нестандартными способами и чувствовали себя на голову выше других. Пока другие дети учились алгоритмам действий, заучивали таблицы умножения и формулы, одаренные дети скучали и занимались своими делами. Но школа так устроена, что в какой-то момент справляться за счет интуиции и быстрого мышления уже не получается. Потому что решение ряда задач не поддается обычной логике, оно требует знания, как это делается. И тогда такой ребенок может резко скатиться на плохие оценки. Порой ему очень сложно принять, что его одноклассники, которые раньше гораздо хуже справлялись с простыми задачами, теперь довольно уверенно решают всякие интегральные уравнения, а он даже не знает, что это такое. Ему важно помочь перестроиться на новый режим работы. Важно объяснить, что он не глупее других, просто это особенность учебы. Где-то надо просто выучить алгоритмы решений. И с его способностями ему это дастся относительно легко.
Неоднократно я сталкивался с ситуациями, где ребенок из-за болезни или иных причин пропустил какие-то важные темы. И, вернувшись в школу вообще перестал понимать, что происходит на уроке. Дальше эти проблемы с непониманием начинают накапливаться как снежный ком: каждая следующая тема оказывается недоступной из-за того, что не была усвоена предыдущая. Здесь выход только один: ободрить ребенка и найти способ наверстать упущенное. Можно нанять репетитора, можно договориться с учителем о дополнительных занятиях, можно попробовать помочь самостоятельно. Ребенок часто перестает верить, что это в принципе возможно ― догнать остальных по программе. Ведь пока ты разбираешься с предыдущими темами, они уходят все дальше. Но это все решается. И когда у ребенка начинает получаться, он обретает уверенность. По сути, важно создать ему ситуацию успеха ― дать почувствовать себя способным понимать и решать то, что раньше казалось бессмыслицей и иероглифами.
К сожалению, иногда у детей действительно бывают проблемы с интеллектуальным или психическим развитием. Те или иные высшие психические функции оказываются недостаточно сформированы, чтобы полноценно справляться с образовательной программой. Таких детей называют «дети с ограниченными возможностями здоровья» или, коротко, ― «дети с ОВЗ». Школа идет навстречу таким детям, предоставляет им дополнительные занятия с психологом или дефектологом, позволяет сдавать экзамены в упрощенной форме и многое другое. При этом аттестат они получают точно такой же, как и остальные дети, которые о статусе ОВЗ могут даже не подозревать. Но родители зачастую отказываются от того, чтобы ребенок получил этот статус. Для них это равноценно тому, что их ребенка назвали дураком, и они стремятся защитить его. К сожалению, иногда тем самым они вредят ребенку, который в силу своего развития попросту не может учиться наравне с остальными. И там, где ему могли облегчить программу, он раз за разом сталкивается с тем, что не может с ней справиться. В таком случае родителям нужно определиться, что для них важнее: возможность ребенка получать образование или статус. Я работал с детьми с ОВЗ, и я видел, насколько быстрее идет прогресс обучения, когда от них не требуется шагать в ногу с остальными детьми.
Какой бы ни была причина важно помнить, что оценки ― это далеко не главное в жизни. Да, проблему с оценками, безусловно, стоит решать. Но также справедливо будет заметить, что двоечник может быть очень талантливым в чем-то еще, и, возможно, свою дальнейшую жизнь он свяжет с деятельностью, которая в принципе не требует образования. Например, шить одежду под заказ, заниматься профессиональным спортом или сочинять музыку. Главное не потерять эмоциональную связь с ребенком. Школу-то все дети заканчивают, даже самые заядлые двоечники как-то да сдадут экзамены. А вот теплые и доверительные отношения с ребенком порой вернуть очень сложно.
Как помочь ребенку учиться
Как помочь ребенку учиться, давая ему свободу выбора и воспитывая в нем ответственность за результат и при этом не перехватывая у него инициативу и не отбивая желания получать знания? Своим мнением делятся психолог Юлия Орлова, педагог Наталья Давыдова и протоиерей Андрей Ефанов. Как помочь ребенку хорошо учиться Процесс подготовки к учебе начинается сейчас очень рано:...
Читать далееКак молиться, чтобы ребенок хотел учиться?
Какие требы в храм, монастырь имеют наибольшую силу, чтобы ребенок лучше учился, появился интерес к получению знаний, а не просто получил хорошую оценку? Часто заказываю молебен о прибавлении ума, сама читаю акафист вмчц.Екатерине.
Читать далееКак помочь ребенку в учебе?
Вопрос читателя: Добрый день! Как помочь ребенку в учебе? Плохо запоминает, формулы не может выучить. Заканчивает сын 9-й класс, очень сильно волнуюсь, чтобы сдал все предметы по ОГЭ. Оксана Ответ священника: Дорогая Оксана! Вопрос хороший, важный. Я бы уточнил только, что 9-классник — это уже не ребенок, а подросток, то есть подрастающий взрослый человек. А раз так, значит, его задача — это брать на себя ответственность...
Читать далееКак относиться к школьным отметкам?
Иногда родители страшно переживают по поводу школьных оценок своих детей, считают их мерилом всего и вся. А бывает, наоборот, не придают им никакого значения: важны лишь знания, а не двойки или пятерки. И то, и другое — крайности, но как их избегать?
Читать далее