Вопрос читателя:

Хотелось бы узнать, почему ребенок 5 лет все время хочет, чтобы ему что-то дарили. В садике от подружек какие-то незначительные значки, мелкие игрушки или старенький исписанный блокнотик. Если не покупаем что-то, начинаются слезы. А игрушек очень много, часть лежит на балконе, часть в подвале. Раньше такого не было. Родители объясняют, чтобы не просила ничего у других детей. Но опять через некоторое время видим у нее какие-нибудь безделушки. Подскажите, как нам вести себя и что делать?

Ответ психолога:

Глеб ТКАЧЕНКО

психолог, психотерапевт

Если ребенок все время хочет, чтобы ему что-то дарили, важно понять, чего ему не хватает. Раз игрушек у него в достатке, значит, потребность в чем-то другом. Здесь можно предположить несколько вариантов.

Дарение подарков часто воспринимается детьми как понятное и ощутимое проявление любви. Если ребенок испытывает недостаток внимания и заботы, он может требовать компенсировать это через покупку различных безделушек. И когда он не получает этого, то чувствует отвержение и плачет. Его просьбу «ну купи» можно перевести как «прояви ко мне любовь». Такое часто можно наблюдать в семьях, где нет практики обнимать и гладить ребенка, говорить ему нежные и приятные слова. Если ребенку отказывают в какой-то покупке, то надо компенсировать это любовью в каком-либо ином виде: словах, объятиях, предложении интересного занятия и т. д. Дети иногда привыкают к одному конкретному, удобному для них способу получать родительское внимание. И воспринимают в штыки, если им взамен предлагают что-то иное. Задача родителей — помочь ребенку переключится на другие способы получать родительскую любовь.

Другой вариант касается социальных потребностей ребенка. Когда дети дарят друг другу подарки, они тем самым обозначают принятие друг друга, принадлежность к группе. Иными словами, это способ сказать другому «ты свой». И в целом в этом нет ничего плохого, если речь идет о каких-то безделушках, которые не жалко подарить. На мой взгляд, важно не запрещать ребенку просить что-то у других детей, а предлагать дарить им что-то взамен. В таком случае ребенок научится не только брать, но и отдавать, а это важно для любых отношений, в том числе и для взрослых.

Также причиной такого поведения ребенка может быть проблема, с которой старшее поколение не сталкивалось, — это огромный выбор разных безделушек. Как правило, в детстве детей 90-х был дефицит игрушек и прочих развлечений, поэтому тому, что было в наличии, придавалась большая ценность. Нынешние дети же имеют перед глазами постоянно меняющиеся цветные штучки в магазинах, которые вызывают интерес. Старые игрушки быстро наскучивают, хочется все больше и больше чего-то нового и привлекательного. Тут и взрослым зачастую сложно удержаться от покупок, а уж детям и подавно. Важно приучать ребенка получать удовольствие не от импульсивных покупок, а от интересных занятий. В таком возрасте ему важно учиться занимать себя чем-то самостоятельно. А от родителей требуется помочь ребенку найти себе занятие по душе.

Ну и общая рекомендация для любой детской проблемы — это ни в коем случае не пытаться решить проблему с позиции силы. Отбирать подарки, выкидывать старые игрушки, кричать, стыдить — это все опасные методы, которые лишь усугубляют ситуацию.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
1
Сохранить
Поделиться: