Вопрос читателя:
Ребенку (8 лет) подарили айпад — и мы ребенка потеряли. У нас большая семья, читающая, путешествующая, дома кошки-собаки, летом живем на даче, много родни, друзей. Был ребенок как ребенок. И тут гаджет, на котором установлены игры. Подарок был сделан без нашего согласия, нас даже не предупредили. Но запрещать или отбирать мы не стали. Во-первых, подумали, что вроде уже достаточно взрослый. Во-вторых, ну ладно, у всех друзей что-то есть, пусть и у нашего будет.
Мы не успели оглянуться, как мир сузился до «можно поиграть?», как по ночам во сне ребенок стал вскидываться и что-то бормотать про персонажей игры. Если что-то не получалось в игре — прямо сразу в гнев, в слезы. Это притом, что все было дозировано по времени, не на ночь и т. д. Мы консультировались с психологом, пытались использовать технику «полезно» — что-то послушать, про природу посмотреть. Но нужны были только игры. К нашей радости айпад сломался через несколько месяцев.
Сейчас стоит вопрос о покупке небольшого ноута: сын переходит в пятый класс, нужно и для учебы, и для проектов в школе, и программированием занимается дополнительно. Но мы боимся, что опять временем и мозгом завладеют игры, и это в 11 лет уже начнется совсем на другом уровне. Как быть? Что нужно учесть? О чем договориться? И можно ли рассчитывать на то, что договоренности будут соблюдаться — все-таки это ребенок. Мы очень напуганы прошлым опытом общения нашего ребенка с гаджетами.
Отвечает психолог Глеб Ткаченко:
Сразу хочу обратить ваше внимание на некоторое противоречие. Когда ему в 8 лет подарили айпад, то он вроде взрослый уже. А когда в 11 лет надо ноутбук покупать, то он все-таки ребенок. На самом деле он что тогда был ребенком, что сейчас им остается. А у ребенка есть возрастные психологические особенности.
Например, есть такое понятие, как произвольность психических процессов. Взрослые люди могут пользоваться своим вниманием, мышлением, волей, памятью и т. д. произвольно, т. е. по своей воле. У ребенка эта произвольность формируется только к 11 годам и то далеко не всегда. До этого все его психические функции работают спонтанно, и не поддаются его контролю. Он просто-напросто еще не умеет с ними обращаться. Когда вашему сыну подарили айпад, он в один момент получил доступ к огромному количеству разноцветного движущегося удовольствия, ради которого даже не надо слезать с дивана. А психические процессы, которые бы отвечали за нормальное взаимодействие с этим миром удовольствия, у него на тот момент еще не сформировались. Отсюда и такие бурные реакции.
Пока ребенок не может управлять своими психическими функциями самостоятельно, эта задача ложится на плечи родителей. В частности, функции контроля и ограничения. Поэтому рассчитывать на то, что одиннадцатилетний ребенок будет следовать договоренностям, я бы не стал. Не потому, что он такой недобросовестный, а потому, что договоренности — это что-то из мира взрослых, где люди уже могут нести ответственность за свою психическую деятельность. При этом договоренности создавать полезно, чтобы ребенок как раз учился их соблюдать. Но это не означает, что вы можете договориться и предоставить сына самому себе наедине с ноутбуком. Опыт получения удовольствия с экрана у него уже есть, а навыка нормального обращения с медиа-вселенной пока нет. Поэтому от вас, как от родителей, требуется помощь ребенку в контроле. Постепенно этот контроль из внешнего, родительского, станет внутренним, произвольным контролем ребенка. И он сможет сам себя ограничивать. До тех пор желательно создать условия, при которых он не будет иметь возможности сидеть за ноутбуком в любое время дня и ночи неограниченное количество часов.
И конечно же, самое главное — это помнить, что, если у ребенка нет возможности уйти в мир игр и социальных сетей, у него должна быть здоровая альтернатива в виде игр и общения в семье или в кругу друзей. А то ведь бывает, что родители лишают ребенка телефона, а сами погулять не отпускают, общаются только по праздникам и вообще родительские функции сводят только к кормёжке и контролю. Воспитание — это всегда баланс между контролем и поддержкой. Кроме ограничений и запретов ребенку надо давать и то, что он пытается восполнить телефонами, планшетами и ноутбуками. Иначе эта договоренность будет выглядеть не очень честной, и вряд ли добавит ребенку психологического здоровья.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru