6 лет — это прощание с беспечным детсадовским временем и вступление в школьную жизнь. Ребенок ощущает себя как личность, учится вырабатывать и отстаивать собственное мнение, осознает свое место в этом мире. В этом возрасте детей начинает волновать, что такое хорошо и что такое плохо, и литература — отличный помощник в усвоении законов и правил человеческого общежития. В предлагаемой подборке рассказы для детей 6 лет дают примеры отзывчивости, великодушия, умения отстаивать свою позицию.
Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.
1.
Дмитрий Дмитриев. «Атаман»
(из сборника рассказов «Волшебная скрипка»)
Степка — новый житель казачьей станицы. Всё ему здесь нравится. Что их семье помогли построить дом и обзавестись хозяйством — у казаков так принято. Что кругом вольная степь. Что местные ребята — дружелюбные и справедливые.
Вот только завидует новичок предводителю мальчишек, ребячьему атаману Гришке. Не нравится ему, что ребята охотно подчиняются Гришке, когда играют в казаков. Думает Степка, что он и сам был бы атаманом не хуже Гришки.
Однажды мальчишки увидели в степи козу, которая сбежала от станичницы Маруськи. Поймали, и Гришка на правах атамана велел Степке отвезти козу на Маруськин двор. Разобиделся Степка от такого унизительного задания, отказался выполнять, нагрубил атаману, и тот предложил решить спор в честном поединке.
Степка — самый младший и слабенький из ребят. А Гришка — высокий, крепкий, сильный. Но что делать, пришлось бороться. Как получилось, что Гришка вдруг оказался на земле, а Степка — сверху, он сначала не понял. Но «глаза Гришки сияли каким-то особым весельем и добродушием», и до Степки дошло, что Гришка нарочно поддался ему. Был ли Гришка настолько уверен в своем авторитете у ребят, что не побоялся быть побежденным? Или просто пожалел малыша? Это не так уж важно. Главное, что Степка, пораженный благородством противника, на вопрос Гришки: «Казаки, решайте, кому у нас теперь атаманить?» — первый кричит: «Тебе. И лучшего атамана нам не надо!» И козу охотно отвел домой. Такой урок великодушия получил и Степка, и читатели.
2.
Радий Погодин. «Как я с ним познакомился»
(из книги «Кирпичные острова. Рассказы про Кешку и его друзей»)
Автор-рассказчик вспоминает историю, как, вернувшись в Ленинград после долгого отсутствия, он пошел навестить старого друга, а тот, оказывается, переехал на другую квартиру. Рассказчик приходит по новому адресу, но друга дома не оказалось. Мальчишка-сосед (квартира коммунальная) впустил рассказчика в квартиру, и тот расположился в комнате друга, чтобы подождать его возвращения. Мальчишка оказался какой-то странный, он все время горланил песню времен Гражданской войны (в советские годы ее знал каждый житель нашей страны): «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед».
«— Послушайте, не можете ли вы петь потише?
— Ладно, согласился певец, — и тут же заорал так громко, что я попятился от двери: “Шли лихие эскадроны приамурских партизан…” <…>Я совсем растерялся. Может быть, за дверью сумасшедший?»
Но мальчишка не был сумасшедшим. У него просто очень сильно болело ухо, и, чтобы заглушить боль и не плакать, он пел. Между прочим, афонский старец Паисий Святогорец советовал во время приступов боли петь молитвы или просто песни — это помогает переносить страдания.
Мальчишка из рассказа Радия Погодина, понятное дело, воспитан был, как и большинство советских людей, в атеизме и пел советскую песню, но дело не в этом. А в том, что у безымянного этого парнишки характер настоящего бойца, который не станет унижать себя жалобами. И рассказчик, уже после визита врача, облегчившего страдания паренька, думает: «Что это за мальчишка, который умеет петь в такие минуты, когда взрослые и те подчас плачут?..» С такого персонажа наверняка захочется брать пример и, может быть, даже вступить с литературным героем в своеобразное соревнование: он смог не ныть, когда было больно, а чем я хуже?
3.
Юрий Коваль. «Нюрка»
(из сборника рассказов «Чистый Дор»)
Юрий Коваль часто подолгу жил в селе Чистый Дор на Вологодчине. Его жители полюбились писателю и стали героями одноименного сборника рассказов. Особенно подружился Коваль с девчушкой Нюркой и ее дедушкой, которого все зовут дядя Зуй. Чудаковатый, добрый старик и простодушная, непосредственная Нюрка вызывают и добрую улыбку, и симпатию. В этом рассказе Нюрка празднует день рождения — семь лет — и собирается в первый класс. Дядя Зуй зовет гостей на скромное пиршество — калитки («это такие ватрушки с пшенной кашей»). Гости приносят подарки, такие, чтобы в школьной жизни пригодились.
С юмором и теплотой перечисляет автор эти дары, преподнесенные от всего сердца. Тетка Ксеня сшила «специальное коричневое первоклассное школьное платье», дядя Зуй подарил портфель из желтого кожзаменителя, пятилетняя Маня Клеткина принесла белый школьный фартук, в уголке которого старательно вышила: «Нюри»…
Многим юным читателям, не знающим недостатка в красивой одежде, игрушках и вкусностях, Нюркины подарки покажутся, наверное, незамысловатыми и скудными. И уж точно неоригинальными. Ну что это за подарок на день рождения: букварь и два химических карандаша? Вот тогда можно поговорить с детьми о том, что осталось «за кадром» и этого, и других рассказов цикла. Почему маленькая девочка живет только со стариком, где ее родители? Уехали в город на заработки? Сгинули? Почему Нюрку собирают в школу всем миром? Значит, нет у них родни, и односельчане помогают кто чем может… Да и вообще небогато жила русская деревня в 60–70-е годы прошлого века. Оттого немного печально читать этот трогательный рассказ. Печально и светло, потому что, несмотря на бытовые трудности, жители Чистого Дора — неунывающие люди, отзывчивые, чистые душой, умеющие находить радость в мелочах. И это делает их жизнь счастливой и осмысленной.
4.
Виталий Коржиков. «Мастер Хуанито»
(из сборника «Морской сундучок»)
В одном из кругосветных плаваний, на Кубе, Виталий Коржиков познакомился с местным мальчишкой по имени Хуанито. Хуанито — любимец матросов российского судна, и он платит нашим морякам искренней привязанностью. По вечерам, после вахты, моряки играли в футбол на пустыре недалеко от причала. Хуанито был самым преданным болельщиком и с готовностью бегал подавать игрокам далеко улетевший мяч.
Однажды он попросил у капитана команды, артельщика Степана, взять его в игру, на что услышал: «Тоже мне мастер спорта нашелся! Подрасти!» Но как-то раз мяч упал в воду и, подхваченный течением, поплыл прямо в океан. Запасного мяча не было, и моряки наперегонки бросились на причал. Но всех опередил Хуанито, который на своей утлой дырявой лодчонке бросился за мячом. Весел на ней не было, Хуанито греб прямо руками, а вокруг лодки крутилась акула. В кульминационный момент рассказа, во время смертельно опасного поединка мальчишки с акулой, у читателя замирает сердце. Но ловкость, отчаянный азарт и огромное желание отплатить русским друзьям добром за их дружбу побеждают. Мяч спасен, а Хуанито получает от благодарных моряков значок — маленького бронзового футболиста.
«Хуанито посмотрел на него. Потом повернулся к развеселившемуся Степану, показал пальцем себе на грудь и вдруг, подмигнув ему, спросил:
— Мастер я? А? Мастер?
Все засмеялись. А Хуанито прыгнул в лодку и поплыл к бухточке».
Для настоящей дружбы нет барьеров, говорит Виталий Коржиков. Нет барьера языкового — Хуанито не знает русского языка, наши моряки не говорят по-испански, но все понимают друг друга, потому что добрые поступки красноречиво говорят о людских намерениях. Люди разных национальностей всегда найдут общий язык — язык дружбы, доверия и любви.
5.
Денис Макурин. «Сладкая жизнь — одна штука»
(из сборника рассказов «Полведра сгущенки»)
Мишка, главный герой цикла рассказов современного писателя из Холмогор, Дениса Макурина, — большой сладкоежка. И вот как-то поутру он обнаруживает, что никаких сладких вкусняшек к чаю в доме нет. Мишка вспоминает, что оставшиеся полбанки варенья он съел накануне — «нечаянно». А сахарницу уже давно опустошил.
И вот, как следует порывшись в шкафу, он обнаруживает «настоящий клад в шелестючей обертке» — конфету «Сладкая жизнь»! Другой бы тут же эту конфету слопал. Но Мишка — он романтик и немножко философ.
«Я подумал: «За окном непогода, а в руках, пусть и маленькая, но все-таки счастливая “Сладкая жизнь”. Завернул конфету обратно и положил в карман рубашки — пусть согревает!»
И словно другими глазами увидел Мишка привычный двор, блестящий от луж, и прояснившееся небо, и выглянувшее солнце, и радугу. Жизнь, оказывается, может быть сладкой, то есть безмятежно-радостной, и без сладостей! От которых, кстати, зубы портятся и лишние килограммы появляются.
Рассказик всего в две странички — а лирическое и солнечное настроение создает надолго.
6.
Кир Булычёв. «Я набираю номер»
(из цикла «Девочка, с которой ничего не случится. Рассказы о жизни маленькой девочки в ХХI веке, записанные ее отцом»)
Один из множества рассказов об Алисе Селезнёвой, любимой героине нескольких поколений советских школьников. Да и нынешним детям понравятся эти остроумные, полные захватывающих приключений истории. Алиса в этом рассказе еще не ходит в школу, но уже проявляет свой независимый, деятельный характер и умение находить общий язык с существом с любой планеты, будь то гомо сапиенс или животное.
Помню, меня в детстве просто очаровало литературное ноу-хау Кира Булычева — видеофон. То, что для нас было действительно фантастикой, для современных детей — вчерашний день. Но ситуация, описанная в рассказе, повеселит и их. Алиса не хочет спать, хотя уже поздно, и папа пригрозил, что провидеофонит бабе-яге, «которая кушает маленьких детей». Он даже набрал наугад несколько кнопок на клавиатуре видеофона и случайно попал в марсианское посольство. Любезный марсианин поддержал папу в его воспитательном порыве: «Спокойной ночи, Алиса. Надо спать, а то папа позовет бабу-ягу».
Но самое интересное здесь — развязка. Алиса давно уже заснула, папа — научный сотрудник Московского зоопарка — до часу ночи работал. Но посреди ночи зазвонил видеофон и вежливый марсианин сообщил: «Вы не могли бы помочь нам? Все посольство не спит. Мы перерыли все энциклопедии, изучили видеофонную книгу, но не можем найти, кто такая баба-яга и где она живет».
Посмеявшись над наивными марсианами, можно поговорить с ребенком об особенностях русского фольклора, о героях волшебной сказки и вместе прийти к выводу, что русская культура богата и уникальна. Ни на какой планете такой нет!