5 октября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии.
В России всегда было много людей добрых и христиански настроенных, иной раз даже почти без знания о Христе, но всегда было мало людей глубоких, искавших основать свое мировоззрение и принципы на прочном фундаменте. Такие люди, прекрасные по душе и мысли, обычно совершают важные для своего народа открытия, значение их исследований простирается далеко за пределы их жизни. Потомки при благоприятных обстоятельствах начинают изучать и развивать их открытия, живут их глубиной, а при неблагоприятных — обходят их стороной, как лежащую на дороге неподъемную глыбу, занятые суетными мыслями и почти нисколько не озабочиваясь ростом Царствия Божия в своей душе. Таким редким человеком был епископ Тутаевский Вениамин.
Священномученик Вениамин родился в 1871 году в селе Переславцево Ярославской губернии в семье священника Константина Воскресенского и в крещении наречен был Василием. Образование он получил в Ярославской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1896 году, и был назначен помощником инспектора в Кутаисскую духовную семинарию. В 1901 году Василий Константинович был переведен в Тифлисскую духовную семинарию, в 1908 году — в Вятскую, а через год — преподавателем в Вологодскую духовную семинарию. Впоследствии священномученик митрополит Петр (Полянский) высоко отзывался о его знаниях и преподавательском умении. В 1911 году Василий Константинович был назначен преподавателем Священного Писания в Ярославскую духовную семинарию.
Имея большие музыкальные дарования и прекрасную профессиональную подготовку, Василий Константинович принял горячее участие в развернувшейся тогда в прессе полемике о церковном пении — состоять ли хору из профессиональных певцов или стремиться к общенародному церковному пению, сделать церковные напевы унифицированными для всех храмов Русской Православной Церкви или оставить местные различия в напевах как имеющие немалую самостоятельную ценность.
Он писал по этому поводу: «“Правильны” напевы древних, также “правильно” пение и позднейших творцов. Местные напевы не “уклонение”, не “искажение” правильных печатных напевов; они такое же самостоятельное, местно-народное творчество, имеющее одинаковое право на существование, как и творчество древних... Как нередко в убогом деревенском храме, в глуши, у старца-дьячка приходится слышать порой мелодию, которая отдает такой далью времени, такой девственной простотой, такой силой чувства, на которые не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени... Не попала такая мелодия в печатную книгу случайно только потому, что ее никто не подслушал из тех людей, которые печатают книги».
4 июня 1921 года съезд духовенства Тутаевского уезда избрал Василия Константиновича на кафедру епископа Тутаевского. В том же году он был пострижен в мантию с именем Вениамин и хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, став одним из ближайших помощников правящего архиерея митрополита Агафангела (Преображенского). Тутаевская паства во владыке Вениамине обрела архипастыря, который своим истовым богослужением, праведной жизнью, дарами проповеди и рассуждения привлек к себе сердца многих.
В 1927 году епископ Вениамин был арестован и заключен в ярославскую тюрьму. Следователь потребовал от епископа рассказать о своих поездках по уезду, а также о том, какого содержания проповеди он произносил в храмах, и ответить на разного рода свидетельства против него, которые имеются в распоряжении ОГПУ.
Владыка сказал: «После обедни в соборе 12 июня я указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом, напоминая о древнем еврейском пророке, который обличал еврейский народ за нарушение суббот... Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности говорил о постах, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы...
Современное неверие между прочими причинами держится не оттого, что люди стали более сознательными, а, наоборот, недостаточной сознательностью. В этом вопросе я СССР из всех стран вообще не выделял... Распятие Христа, совершившееся 2000 лет тому назад, продолжается все время, от первых дней и до сего времени, и будет продолжаться до конца мира, и борьба антихриста со Христом также шла, идет и будет идти...»
23 сентября 1927 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Вениамина к трем годам ссылки в Казахстан.
Когда в 1928 году начались смущения, связанные с опубликованием в газетах декларации митрополита Сергия (Страгородского), то епископ Вениамин, разъясняя пастве свою позицию относительно декларации, написал из ссылки: «Церковь имеет каноны. Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении и уповании и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митрополит Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митрополиту Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с декларацией... Я с ней не соглашаюсь... Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви... Кто поступает лучше — предоставляю решить церковному сознанию».
30 марта 1930 года епископа Вениамина вместе с другими ссыльными вызвали в Уральск и здесь заключили в тюрьму, всего по этому делу было арестовано 29 человек; поскольку он один имел сан епископа, то ОГПУ сделало его главным обвиняемым.
В Уральске епископ Вениамин был допрошен и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Виновным себя не признаю, на советскую власть я никогда и никого не натравливал... Что, собственно, означает натравливать на советскую власть? В подлинном понимании, я не добивался того, чтобы внушить верующим мысль о свержении советской власти, но я абсолютно не согласен с ее политикой гонения на религию, с ее антицерковной, антирелигиозной деятельностью... В одном из писем... я писал, что если судьбой истории суждено произвести государственную перемену когда-либо в СССР, в смысле перемены советской власти на другую, то в этом повороте большую долю вины будет иметь сама советская власть, так как она своей политикой безбожия возбуждает против себя население и не вызывает к себе симпатии...»
31 марта 1931 года епископ Вениамин написал протоиерею Александру Пурлевскому: «Дорогому о. Александру из казенного дома привет... Вспоминаю Ваши отеки — показались и у меня. На какой почве?.. Разве на почве общего истощения? Не мудрено. Суп наш — 2 килограмма пшена на 90 ведер воды. Но в общем готовлюсь ко всему: физически и духовно. Благодарение Богу, чувствую хорошо... Началась весна, пока не для меня...»
Следствие по делу продолжалось больше года, епископ во все время следствия тяжело болел и был отправлен в тюремную больницу. Врач, поставивший ему диагноз, написал, что «епископ... страдает от последствий кровоизлияния в мозг, выразившихся в параличе правой стороны тела, так что он почти не владеет правой рукой и ногой, не может писать и с трудом говорит». Однако, несмотря на такое состояние здоровья, владыку не освободили. 10 сентября 1931 года тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила епископа к десяти годам заключения в концлагерь. Епископ Вениамин (Воскресенский) скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице и был погребен в безвестной могиле.
Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. Тверь, 2005–2008» и других и размещены на сайте: www.fond.ru.
Для желающих приобрести книги:
тел.: 8 (916) 032 84 71 e-mail: at249@yandex.ru