Рань
Пока стоит тишина... Первой проснётся ворона. Потом электричка.
Потом соседский петух. Собаки. Шоссе. Семья за стенкой после загула и телевизор…
Проснутся скрипы, топоты, и другие житейские звуки, обязательно - наливаемый с шумом чайник и стук ведра.
Последним просыпаюсь я. А за мною - вся жизнь моя, которую я всюду с собой таскаю. А за нею - молитва, дела, дела...
И всё остальное, что мы сможем наговорить, натворить, заварить, расхлебать, полюбить, разлюбить, наломать... И, наконец, останется в темноте прожитая за день страна.
Но пока ещё стоит тишина. Пока ещё спит тишина. Пока ещё никто ничего не знает, не хочет, не замышляет... Пока ещё нет греха. Нас покрывает милость стоящего над нами Бога, делающего знак вороне, чтобы не каркнула до срока, вздыхающего...
Светлана Белкина, автора экранизации: «Фрески» показались мне сложным материалом для экранизации — в них много воздуха, сложно переносимого на экран… Я читала эти рассказы много раз, перечитывала и не могла остановиться на каком-то одном. Решила бросить себе вызов и выбрала ту фреску, что сложнее всего поддается экранизации. «Рань» поразила меня своей литературной простотой и в то же время полнотой содержания.
Здесь нет героев, есть только внутренний голос автора. Мне был нужен рупор — человек, через которого будет идти повествование. Я долго искала тонкое лицо, способное замечать малейшие детали, невидимые для остальных, — лицо настоящего интеллигента.
Мой герой наблюдает за пробуждением города, за тем, как просыпается мир, за тем моментом, когда все возможно, потому что еще ничего не случилось. Через него мне хотелось показать, как весь мир меняется через любовь, наполняющую сердце героя.
Студенты ВГИКа им. С. А. Герасимова (мастерская Аллы Плоткиной) сняли цикл фильмов по книге Максима Яковлева «Фрески». Молодые режиссеры экранизировали пронзительные короткие рассказы и стихотворения в прозе, некогда опубликованные Максимом Яковлевым в журнале «Фома».
Как рождались «Фрески» и чем они так потрясают читателей, об этом читайте у нас на сайте монологи автора и людей, напрямую причастных к их публикации, изданию и экранизации.