1. Что стало (кто стал) для Вас на этот раз «открытием номера»?
С Сергеем Лукьяненко «Фома» знаком давно: он не раз печатался в нашем журнале, более того, его связывает дружба с одним из наших редакторов... И потому я заранее предполагал, что в интервью с ним будут неожиданные моменты. Так оно и вышло.
Лично для меня оказался интересен поиск ответа на вопрос: «Почему столь привлекательным для нашего времени стал именно образ вампира?»
Размышления Лукьяненко с одной стороны, развеивают некие расхожие представления о творческих мотивах писателей-фантастов. А с другой стороны, в разговоре раскрываются и чисто человеческие слабости, которых, естественно, не лишен тот же Лукьяненко. И подкупает то, что он об этом достаточно честно и открыто говорит.
Интервью оставляет возможность тем, кому не нравится творчество Лукьяненко — по-прежнему спорить и о его произведениях, и о его личности. Но это честное интервью и в нем сказано много вещей, о которых Сергей, по-моему, вообще ранее нигде не говорил. В этом смысле беседа с ним — конечно же, открытие номера.
2. Какой материал на ваш взгляд — самый актуальный?
В этом выпуске мощно звучит тема «Государство и семья». Если еще добавить сюда материал психолога Людмилы Петрановской о том, как преодолеть проблему травли ребенка в детском коллективе — то выстраивается целая цепочка публикаций, связанных с семейной проблематики и вопросами Ювенальной юстиции.
И всё же самой актуальной я бы назвал публикацию «Заповеди блаженства». Просто потому, что эти вопросы всегда самые актуальные для верующего, и особенно в момент Великого поста, который мы сейчас переживаем. Интервью с профессором А.И.Осиповым, посвященное этим Евангельским заповедям, сопровождается объемными этюдами из жизни святых, которые в той или иной мере воплотили эти заповеди блаженства.
Кстати, в прошлом году у меня было несколько поездок по регионам России. Побывал в Костроме, в Пскове, в Великом Новгороде. И там мне удалось пообщаться с педагогами, среди которых и те, кто ведет факультативные занятия, связанные с православной культурой, и те, кто участвует в эксперименте по преподаванию предмета «Религиозная культура и светская этика».
Так вот, учителя переживали, что по многим темам им не хватает учебных пособий. И среди наиболее сложных для преподавания и нуждающихся в толковании моментов назывались именно евангельские заповеди блаженства.
3. Какую проблему на страницах этого номера решить НЕ удалось?
На мой взгляд мартовский «Фома» лишен того сильного ощущения исповедальности и диалога, который был свойственен нескольким номерам, вышедшим раньше. Он по-своему суховат. В нем интеллектуальные темы и темы, связанные с решением конкретных жизненных проблем, превалируют. Однако в предыдущем номере была взята настолько пронзительная нота, что её просто невозможно постоянно удерживать. Это выше сил, струны порвем.
4. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Тот, в котором человек очень искренне и честно рассказывает историю своей несвершившейся свадьбы. И того, как он преодолевал отчаяние, каков был результат этого преодоления.
В последнее время мы стараемся ввести в обсуждение некие новые аспекты человеческих отношений. И эта публикация о несостоявшемся браке — тоже некая новая нота. Между прочим, меня очень порадовало, что при обсуждении вновь вышедшего номера на редакционной планерке эта тема вызвала среди сотрудников спор. Длился он полчаса, не меньше. Мне кажется, это само по себе говорит о том, что нам удалось задеть некую больную тему. Больную в том числе и для нас, журналистов «Фомы».
5. Чем этот номер принципиально отличается от всех предыдущих?
Некоторой своей собранностью. В нем нет перехлеста эмоций. Он построже, чем несколько номеров, вышедшие до него. Но при этом, возможно, в чем-то по-своему полезен.
Для меня он не является примером идеального баланса. Но я на это смотрю спокойно, поскольку речь идет о периодическом издании. А периодическое издание — это не роман, который закончился, и если в нем чего-то не хватает — катастрофа! Нет. Жизнь периодического издания — это «тянущаяся нить», преемственность, это некая цикличность.
И потому неслучайно при получении грифа Синодального информационного отдела редакцию просят по возможности предоставить несколько последних номеров. Берется это из журналистского опыта. Один номер — его обязательно нужно вплести в эту цепочку — прежде, чем оценить.