Что стало для Вас открытием номера?
Меня прямо-таки потряс рассказ Игоря Угольникова о женском батальоне смерти (с. 6), отправленном на фронт летом 1917 правительством Керенского. Как мало мы знаем о Первой мировой войне! И отчасти по собственному невежеству. Ибо ключевые эпизоды ее с трагической силой описаны Солженицыным в его эпопее «Красное колесо». Увы, многие книгу не читали… В журнальной справке к интервью с Угольниковым говорится о судьбе Марии Бочкарёвой, простой крестьянки, воевавшей на фронте по особому разрешению государя. Бочкарёву расстреляли большевики в 1920 году. Короткая справка — а берет за горло и держит, не отпускает. Еще одна великая русская судьба, безжалостно сметенная революционным накатом.
Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?
Самыми актуальными показались мне материалы круглого стола в Арзамасе: о роли святых в русской истории (с. 38). Своевременный для нашей молодежи разговор! Ведь она сегодня воспитывается, как правило, в идеологии гедонизма и потребления. Еще у молодого человека молоко на губах не обсохло, а он уже думает о комфортной жизни и придерживается рептильно-либеральной идеологии. Наши святые давали и дают иную парадигму ценностей и духовного счастья. Их наследие замалчивала советская власть и криминальная революция 90-х.
А ведь русские святые — соль отечественной истории.
Чего не хватает в этом номере?
Не хватает дискуссионных материалов о назревших проблемах, а они есть, и еще какие. Вот, к примеру, на Соловках прямо около Святого озера намечается строительство обширного музейного комплекса. Надо ли говорить, что такой масштабный проект в островных условиях чреват экологической бедой. Да и вообще — убежден, что любая масштабная стройка на Соловках должна быть категорически запрещена. Почему бы «Фоме» на своих страницах не дать высказаться как сторонникам проекта, так и его решительным противникам?
Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Я поэт и, конечно, с особым вниманием, тревогой, но, слава Богу, в конечном счете, с удовлетворением, читаю поэтическую рубрику Павла Крючкова (с. 86). Не секрет, что сегодня многие литераторы-постмодернисты полагают, что христианское мирочувствование в литературе дело лишнее, скорее рудиментарное, чем актуальное. Но стихи (а на этот раз это лирика Юрия Ряшенцева) в «Фоме» свидетельствуют об обратном: мирочувствование большого поэта неотторжимо от религиозного понимания жизни.
О чем бы вам хотелось прочесть в следующих номерах?
В ближайших номерах «Фомы» мне хотелось бы прочитать жизнеописания православных подвижников и мыслителей 40-60-х годов прошлого века. Мы многое уже узнали о наших послереволюционных мучениках, а вот послевоенный период освещается пока недостаточно. Многие пострадали во времена хрущевских гонений, не таких кровавых, но не менее масштабных, чем те, что были после 1917 года. Но ведь были и тогда свои мученики за веру!
«Фоме» стоило бы наладить культурный обмен с провинциальными православными журналами России, многие из которых переживают сейчас настоящий расцвет. Упомяну, к примеру, «Рыбную слободу», ежеквартальник, издающийся по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. Стоит рассказать, как, в каких условиях работают журналисты в наших уездных и губернских религиозных изданиях. Убежден, что многое в их профессиональном опыте будет плодотворно и для «Фомы».