Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка. В сентябре прошлого года я пошла учиться на психолога. И в декабре у меня начался разлад в душе, который достиг апогея весной. В самом начале я думала, что смогу помогать людям, но теперь понимаю, что остро нуждаюсь в помощи сама. Я стараюсь жить по заповедям Божьим. Но психология учит обратному: ближнего не спасать, если ему нужна помощь, просто бросить его и переступить, потому что это называется созависимость. Затем психология учит, как быть развратнее и распущеннее, есть такой раздел как сексология, я не смогла её читать даже, меня просто тошнило от того, что там написано. То, что в православии называется грех, в психологии преподаётся как религиозный бзик. И таких моментов очень много в психологии. В декабре я сама пару раз сходила к психологу, после чего мне стало ещё хуже, как будто душу разворошили. Помогите, пожалуйста, разобраться, нужна ли тогда вообще эта наука? И не от лукавого ли она?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Бог Вас да благословит!

Психология — если только мы говорим о нормальной психологии, а не о каких-то курсах, которые под видом психологии предлагают своим слушателям очень сырой, недостаточно хорошо простроенный продукт с непроверенными методиками и результатами — это просто наука, которая занимается внутренним миром человека, тем, что происходит в его душе. Разнообразные эмоции, страхи, конфликты, какие-то травмы, раны, искажения восприятия очень часто происходят не на духовном уровне — и тогда они будут в области духовной жизни — а на уровне души, и именно его и изучает психология.

Сегодня заниматься психологией стало модным и во многом это хорошо, потому что люди наконец-то обратили внимание на то, что человек — это не только тело, но еще и другие уровни, а еще научились или постепенно учатся понимать, что есть вещи, которые нужно лечить именно психологически (а иногда и с помощью психиатров), а не пытаться в любом странном проявлении внутреннего человека видеть грех или одержимость бесом. И очень важно, конечно, различать, надо ли справляться с проблемой именно духовно — молитвой, постом — или можно спуститься, условно говоря, на уровень ниже и что-то подправить силами и методиками психологов.

И в этом смысле психология в чистом виде, на мой взгляд, нужна, и она не от лукавого, точно так же как и медицина не от лукавого и как любое знание, которое может помочь человеку стать здоровым телесно и внутренне. Вопрос в том, насколько качественной будет эта помощь и не потребует ли использование каких-то методик поступиться своими принципами, религиозными убеждениями, не толкнет ли на грех.

То, что у Вас начался разлад, нужно бы разобрать подробнее, потому что важно понимать, в чем была его причина, что послужило — используем тут терминологию психологов — триггером, спусковым механизмом для кризиса. Может быть и так, что само обучение было построено некачественно и в процессе оказалось для Вас травмирующим, а может быть так, что, наоборот, оно как раз и позволило Вам понять, что именно внутри Вас не в порядке, открыло глаза, и встреча с собой оказалась шоком и кризисом. Это лучше выяснять в личной беседе со священником, да и с психологом.

Вы обратились к психологу — что логично — но вот тут важно понять, насколько хороший специалист Вам попался, что именно значит «разворошили душу» и в том ли проблема, что психолог наворотил дел, или в том, что какой-то курс психотерапии не был доведен до конца, это важно. Ведь если, скажем, операцию остановить на стадии разреза и все так и оставить, человек умрет, или если пройти скальпелем все ткани, но не вырезать то, что следовало удалить, и все зашить, то проблема так и останется, но к ней добавится еще шов, боль от операции и последствия общего наркоза. Вот так же и в психотерапии. Так что, опять же, тут нужно разговаривать и выяснять. И если психолог оказался Вам не по нраву, можно (и нужно!) его сменить, но уж со следующим специалистом все выяснить по максимуму.

Я думаю, может быть, Вам бы было поговорить с кем-то, кто занимается именно христианской психологией? Например, есть протоиерей Андрей Лоргус, он бы мог сориентировать Вас немного, или кто-то из его учеников. Поищите. По письму мне смутно представляется, что были какие-то ошибки в самой методике обучения — или со стороны вуза, или с Вашей стороны в плане восприятия. Я могу немного показать на примере письма, о чем говорю.

Вы пишете: «В самом начале я думала, что смогу помогать людям, но теперь понимаю, что остро нуждаюсь в помощи сама». Это как раз момент нормальный, потому что для того, чтобы помочь, нужно помочь сперва себе. Ведь обратите внимание, и Господь говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7:5). Без того, чтобы восстановить себя, не поймешь, как именно восстанавливается человек и, следовательно, не сможешь помочь другому. Это работает на 100% в духовной жизни: только тот руководит послушником, кто сам прошел все степени аскезы. Насколько я понимаю, в психологии так же: психологом может быть человек, который и сам прошел терапию и понимает, каков путь изнутри.

И вот далее: «Я стараюсь жить по заповедям Божьим. Но психология учит обратному: ближнего не спасать, если ему нужна помощь, просто бросить его и переступить, потому что это называется созависимость». В моем представлении психология учит другому: если человеку нужна помощь, помоги, но не действуй насильно. И ровно то же самое в духовной жизни: если человек сам не делает шагов к исцелению, Сам Господь не неволит его, уважая его выбор, а мы призваны действовать по подобию Божию. Вы можете показать своему ближнему, что готовы помочь, предпринять какие-то действия, но если там, где требуются шаги от него, он их не делает — Вы не сможете сделать за него его шаги. Или Вы сможете пронести его, образно говоря, на своих руках — но в какой-то момент взрослый человек все равно должен пойти своими ногами, иначе сложится ненормальная ситуация.

Проблема созависимости в том, что, не видя перед собой взрослого человека, тот, кто называется созависимым, несет его на себе так, словно перед ним ребенок, и этим самым не помогает второму, а себе вредит, потому что смысл в том, чтобы, помогая друг другу, все же идти самостоятельно. Как правило, в том, что является созависимостью, созависимый помогает не просто так, но преследуя какие-то свои цели — показаться хорошим, не решать свои проблемы, прикрываясь помощью другому, и так далее. От каждого из таких поводов можно провести линию к тому, что описано и в нашей аскетике, например, показаться хорошим — это гордыню, не решать свои задачи — это тоже про нее, потому что не решает человек очень часто из страха не справиться, а это тоже про гордыню, стремление всегда быть лучше других и на высоте. Это очень интересная тема и, если подойти к ней аккуратно, можно найти много интересного в каждом конкретном случае.

Продолжим: «психология учит, как быть развратнее и распущеннее, есть такой раздел как сексология, я не смогла её читать даже, меня просто тошнило от того, что там написано». Если мы говорим про сексологию как науку о том, как складываются отношения между полами и конкретно как реализуется любовь на уровне физиологии, так это не про разврат, а просто про то, как все происходит. И одно дело — если, прикрываясь наукой, кто-то стремится человека развратить и учить, например, блуду и прелюбодеянию, что недопустимо и греховно, и совсем другое — если это знание о том, как быть друг с другом в доверии, в открытости друг ко другу, понимать, как устроено тело, что и как работает, как не навредить, проявить любовь, как научиться быть друг с другом в такой полной и абсолютной открытости и обращенности друг ко другу, проявляя любовь и стремление быть вместе не словесно, не через подарки и помощь, а через возможности дарованного нам Богом тела. Так что снова вопрос в том, как подойти и с какого ракурса посмотреть.

Наконец, вот что: «То, что в православии называется грех, в психологии преподаётся как религиозный бзик. И таких моментов очень много в психологии». Здесь нужно смотреть конкретно, о чем речь, правильно ли психолог, который Вас учит или проводит терапию, понимает грех, и как подходит к религии. В принципе, в психологии в чистом виде противного религии ничего нет, тем более, в христианской психологии.

Вот то, что я мог бы сказать.

У нас есть рубрика Вопросы психологу и Вы можете спокойно и смело направить в нее вопросы, которые будут касаться более специальных тем по психологии. Специалисты постараются помочь Вам разобраться.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: