Психология — от лукавого? - Православный журнал «Фома»
Психология — от лукавого?
Фото DESIGNECOLOGIST on Unsplash

Психология — от лукавого?

7 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка. В сентябре прошлого года я пошла учиться на психолога. И в декабре у меня начался разлад в душе, который достиг апогея весной. В самом начале я думала, что смогу помогать людям, но теперь понимаю, что остро нуждаюсь в помощи сама. Я стараюсь жить по заповедям Божьим. Но психология учит обратному: ближнего не спасать, если ему нужна помощь, просто бросить его и переступить, потому что это называется созависимость. Затем психология учит, как быть развратнее и распущеннее, есть такой раздел как сексология, я не смогла её читать даже, меня просто тошнило от того, что там написано. То, что в православии называется грех, в психологии преподаётся как религиозный бзик. И таких моментов очень много в психологии. В декабре я сама пару раз сходила к психологу, после чего мне стало ещё хуже, как будто душу разворошили. Помогите, пожалуйста, разобраться, нужна ли тогда вообще эта наука? И не от лукавого ли она?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Бог Вас да благословит!

Психология — если только мы говорим о нормальной психологии, а не о каких-то курсах, которые под видом психологии предлагают своим слушателям очень сырой, недостаточно хорошо простроенный продукт с непроверенными методиками и результатами — это просто наука, которая занимается внутренним миром человека, тем, что происходит в его душе. Разнообразные эмоции, страхи, конфликты, какие-то травмы, раны, искажения восприятия очень часто происходят не на духовном уровне — и тогда они будут в области духовной жизни — а на уровне души, и именно его и изучает психология.

Сегодня заниматься психологией стало модным и во многом это хорошо, потому что люди наконец-то обратили внимание на то, что человек — это не только тело, но еще и другие уровни, а еще научились или постепенно учатся понимать, что есть вещи, которые нужно лечить именно психологически (а иногда и с помощью психиатров), а не пытаться в любом странном проявлении внутреннего человека видеть грех или одержимость бесом. И очень важно, конечно, различать, надо ли справляться с проблемой именно духовно — молитвой, постом — или можно спуститься, условно говоря, на уровень ниже и что-то подправить силами и методиками психологов.

И в этом смысле психология в чистом виде, на мой взгляд, нужна, и она не от лукавого, точно так же как и медицина не от лукавого и как любое знание, которое может помочь человеку стать здоровым телесно и внутренне. Вопрос в том, насколько качественной будет эта помощь и не потребует ли использование каких-то методик поступиться своими принципами, религиозными убеждениями, не толкнет ли на грех.

То, что у Вас начался разлад, нужно бы разобрать подробнее, потому что важно понимать, в чем была его причина, что послужило — используем тут терминологию психологов — триггером, спусковым механизмом для кризиса. Может быть и так, что само обучение было построено некачественно и в процессе оказалось для Вас травмирующим, а может быть так, что, наоборот, оно как раз и позволило Вам понять, что именно внутри Вас не в порядке, открыло глаза, и встреча с собой оказалась шоком и кризисом. Это лучше выяснять в личной беседе со священником, да и с психологом.

Вы обратились к психологу — что логично — но вот тут важно понять, насколько хороший специалист Вам попался, что именно значит «разворошили душу» и в том ли проблема, что психолог наворотил дел, или в том, что какой-то курс психотерапии не был доведен до конца, это важно. Ведь если, скажем, операцию остановить на стадии разреза и все так и оставить, человек умрет, или если пройти скальпелем все ткани, но не вырезать то, что следовало удалить, и все зашить, то проблема так и останется, но к ней добавится еще шов, боль от операции и последствия общего наркоза. Вот так же и в психотерапии. Так что, опять же, тут нужно разговаривать и выяснять. И если психолог оказался Вам не по нраву, можно (и нужно!) его сменить, но уж со следующим специалистом все выяснить по максимуму.

Я думаю, может быть, Вам бы было поговорить с кем-то, кто занимается именно христианской психологией? Например, есть протоиерей Андрей Лоргус, он бы мог сориентировать Вас немного, или кто-то из его учеников. Поищите. По письму мне смутно представляется, что были какие-то ошибки в самой методике обучения — или со стороны вуза, или с Вашей стороны в плане восприятия. Я могу немного показать на примере письма, о чем говорю.

Вы пишете: «В самом начале я думала, что смогу помогать людям, но теперь понимаю, что остро нуждаюсь в помощи сама». Это как раз момент нормальный, потому что для того, чтобы помочь, нужно помочь сперва себе. Ведь обратите внимание, и Господь говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7:5). Без того, чтобы восстановить себя, не поймешь, как именно восстанавливается человек и, следовательно, не сможешь помочь другому. Это работает на 100% в духовной жизни: только тот руководит послушником, кто сам прошел все степени аскезы. Насколько я понимаю, в психологии так же: психологом может быть человек, который и сам прошел терапию и понимает, каков путь изнутри.

И вот далее: «Я стараюсь жить по заповедям Божьим. Но психология учит обратному: ближнего не спасать, если ему нужна помощь, просто бросить его и переступить, потому что это называется созависимость». В моем представлении психология учит другому: если человеку нужна помощь, помоги, но не действуй насильно. И ровно то же самое в духовной жизни: если человек сам не делает шагов к исцелению, Сам Господь не неволит его, уважая его выбор, а мы призваны действовать по подобию Божию. Вы можете показать своему ближнему, что готовы помочь, предпринять какие-то действия, но если там, где требуются шаги от него, он их не делает — Вы не сможете сделать за него его шаги. Или Вы сможете пронести его, образно говоря, на своих руках — но в какой-то момент взрослый человек все равно должен пойти своими ногами, иначе сложится ненормальная ситуация.

Проблема созависимости в том, что, не видя перед собой взрослого человека, тот, кто называется созависимым, несет его на себе так, словно перед ним ребенок, и этим самым не помогает второму, а себе вредит, потому что смысл в том, чтобы, помогая друг другу, все же идти самостоятельно. Как правило, в том, что является созависимостью, созависимый помогает не просто так, но преследуя какие-то свои цели — показаться хорошим, не решать свои проблемы, прикрываясь помощью другому, и так далее. От каждого из таких поводов можно провести линию к тому, что описано и в нашей аскетике, например, показаться хорошим — это гордыню, не решать свои задачи — это тоже про нее, потому что не решает человек очень часто из страха не справиться, а это тоже про гордыню, стремление всегда быть лучше других и на высоте. Это очень интересная тема и, если подойти к ней аккуратно, можно найти много интересного в каждом конкретном случае.

Продолжим: «психология учит, как быть развратнее и распущеннее, есть такой раздел как сексология, я не смогла её читать даже, меня просто тошнило от того, что там написано». Если мы говорим про сексологию как науку о том, как складываются отношения между полами и конкретно как реализуется любовь на уровне физиологии, так это не про разврат, а просто про то, как все происходит. И одно дело — если, прикрываясь наукой, кто-то стремится человека развратить и учить, например, блуду и прелюбодеянию, что недопустимо и греховно, и совсем другое — если это знание о том, как быть друг с другом в доверии, в открытости друг ко другу, понимать, как устроено тело, что и как работает, как не навредить, проявить любовь, как научиться быть друг с другом в такой полной и абсолютной открытости и обращенности друг ко другу, проявляя любовь и стремление быть вместе не словесно, не через подарки и помощь, а через возможности дарованного нам Богом тела. Так что снова вопрос в том, как подойти и с какого ракурса посмотреть.

Наконец, вот что: «То, что в православии называется грех, в психологии преподаётся как религиозный бзик. И таких моментов очень много в психологии». Здесь нужно смотреть конкретно, о чем речь, правильно ли психолог, который Вас учит или проводит терапию, понимает грех, и как подходит к религии. В принципе, в психологии в чистом виде противного религии ничего нет, тем более, в христианской психологии.

Вот то, что я мог бы сказать.

У нас есть рубрика Вопросы психологу и Вы можете спокойно и смело направить в нее вопросы, которые будут касаться более специальных тем по психологии. Специалисты постараются помочь Вам разобраться.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (13 голосов, средняя: 4,77 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Елена
      Елена3 месяца назадОтветить

      Довольно странное письмо. Я сама психолог по специальности и нас не учили "бросить и переступить". Созависимость - это вообще о другом. Ну и психология не учит как быть развратнее и распущеннее, она объясняет различные вещи, в том числе сексуальные, с точки зрения психики, помогает во всем этом разобраться и осознать многие необычные вещи. Вообще сексология очень полезная штука, зря вы так на нее накинулись. На мой взгляд автор прям очень резко реагирует не разобравшись в предмете.

    • Е.А.
      Е.А.3 месяца назадОтветить

      Я очень понимаю автора вопроса. Тоже удалось испытать на своём опыте, что светская психология зачастую идёт вразрез с Православием: учит жить "здесь и сейчас", "расслабиться и просто получать удовольствие" и т.д.
      Вообще есть проблема, что в нашей стране область психологии почти не регламентирована, и туда попадает всё что угодно: от медицинских научных теорий о работе мозга и нервной системы до онлайн-курсов "Как полюбить себя за неделю".
      Для себя я решила так: принимаю лишь ту часть психологии, которая не затрагивает мировоззренческих вопросов и занимается безоценочным изучением когнитивных способностей человека, классификациями типов личности (темперамент и т.д.), изучением моделей поведения (там в общем-то статистически-вероятностный закон работает). Если же я вижу что "психология" занимается не беспристрастным научным описанием, а попыткой привить людям определённую философию и ценности - я это сверяю с православным учением и в большинстве случаев отвергаю.

      Предполагаю, батюшка не увидел угрозы в психологии потому, что в силу духовного опыта умеет отделять душевредное от нейтрального гораздо лучше, чем мы, большинство мирян... Будем просить Господа укрепить нас в вере и стремлении жить благочестиво!
      Надеюсь, что не написала ничего лишнего. Вдруг мои размышления окажутся кому-то близки...

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь