В Библии говорится, что Бог посылал святым откровения во сне. Как следует относиться к снам?
Бог говорил с пророком Моисеем из пламени горящего куста (Исх 3:2), но это не значит, что мы должны обращаться к каждому встречному кусту за Божественным откровением. Бог открылся пророку Илии в веянии тихого ветра (3 Цар 19:12), но это не значит, что мы должны искать таинственное послание в каждом сквозняке.
Точно так же Бог говорил с некоторыми святыми во сне, но это не значит, что мы должны искать во всяком сне глубокого смысла. Как правило, сны — это всего лишь сны; их не следует путать со словом Божиим. Как говорит Бог через пророка, Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер 23:28-29).
Доверяя снам, легко впасть в мечтательность и нездоровое фантазирование, и надо отметить, что многие отцы и учители Церкви предостерегали против этого. Для духовного руководства нам даны не сны, а совсем другое — Церковь и слово божие. В затруднительной ситуации надо искать совета людей духовно опытных, прежде всего священников, а присниться может что угодно.
Виноват ли человек в своих грехах, если они являются результатом его наследственности или окружения?
Евангелие запрещает нам судить других людей — мы не знаем всех обстоятельств их жизни, и, возможно, оказавшись на их месте, мы бы показали себя еще хуже.
Однако, обращаясь к самим себе, мы должны помнить, что у нас всегда есть выбор: мы можем следовать нашим греховным наклонностям, а можем — противиться им; мы можем подражать худым нравам своего окружения, а можем — порвать с ними. И наследственность, и окружение только задают условия, в которых мы совершаем наш выбор, но они его не предопределяют. История Церкви знает разбойников, сделавшихся святыми; но бывает и наоборот — в самых лучших условиях человек делается разбойником.
Выбор всегда остается за нами. Перекладывая ответственность за наши грехи на что-то, находящееся вне нашего контроля (гены, воспитание), мы лишаем себя возможности исправить свою жизнь, признаем, что есть ситуации, когда человек вынужден творить зло.
Такая позиция уже однажды сделала многих людей легкой добычей демагогов, которые уверяли их, что в их бедах виноват кто-то другой — «буржуи», «кулаки» или «попы». Кончилось все это страшным одичанием и кровопролитием...
Церковь, напротив, учит нас, что при любых условиях, в любой ситуации любой человек может остаться со Христом и выбрать добро, и поэтому отвечает за свой выбор только он сам.
Почему умирают младенцы, не успевшие согрешить?
А почему вообще люди умирают? Ведь смерть — не обязательно наказание за личный грех. Смерть — это результат того, что все мы утратили общение с источником жизни и бессмертия — с Богом. Человеческий род обладает единством. И как наши поступки отражаются на жизни других людей, так и мятеж наших прародителей Адама и Евы против Бога отразился на состоянии человеческой природы и даже на состоянии мироздания в целом. В этой ситуации младенцы, еще не имеющие личного греха, рождаются в уже поврежденное мироздание и поэтому обладают уже поврежденной природой. И наша физическая смерть — результат этого повреждения.
Однако мы верим, что последнее слово — не за грехом, что смерть — это не окончательная реальность, а Бог в конечном итоге может обратить даже ее ко спасению людей. Мы верим, что Бог знает, когда человеку лучше быть отозванным из этой жизни: будучи ребенком, взрослым человеком или стариком, и надеемся встретить умерших в невинности младенцев в Царстве Божием.