
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Правда ли, что Бог не простит того, кто думал: "Согрешу, а потом попрошу прощения, и Бог простит меня"? Простит ли Бог умышленный грех и лукавство? Является ли хулой мысль, что Бог не простит мои сознательные и не сознательные грехи?
Степан
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Степан!
Мы верим, что Бог, Который есть Любовь, простит нам любой грех, если мы его исповедуем с чистым сердцем и искренне раскаемся в этом грехе. Прежде чем продолжать разговор, давайте определимся с понятиями "грех" и "хула".
Грех — это сознательное нарушение Богом данных нам законов. Пока мы не осознаём, например, как дети, что брать чужое нельзя, мы не грешим. Как только нам объяснят, и мы поймём, что брать чужое — это воровство,мы, украв что то, уже согрешаем. Так что несознательных грехов не существует. Конечно, многие грехи, по наущению сами знаете кого, мы делаем умышленно. Это происходит, потому что наши страсти берут верх над нашей душой, лишая её покоя (о грехе советую прочитать материал Грех: непопадание в цель).
Хула — это, говоря современным языком, оскорбление. В данном случае Вы полагаете, что, думая о том, что Бог Вам не простит Ваши грехи, Вы тем самым оскорбляете Его. Но давайте вспомним Кто такой Бог. Одно из Его свойств говорит нам о том, что Он — Неизменяемый. Скажите, если подумать, может ли оскорбление человека нанести вред Богу? Конечно, нет. Но, думая что он оскорбляет Бога, кому же наносит вред человек? Самому себе, своей вечной душе. Поэтому, не оскорбляйте себя и свою душу хулой на то, что Господь не простит искренне раскаянные грехи.
Исповедь и покаяние как раз и призваны к тому, чтобы сделать нашу душу чистой от страстей.
Конечно, не следует искушать Господа, думая, что Таинство покаяния — это автоматическое прощение грехов. Не следует «специально» грешить. Но не следует и унывать, думая, что после искреннего раскаяния, ваши грехи всё равно не прощены Господом. Главное — верить в Него и в Его любовь к нам.
Храни Вас Господь!
Если сын, к примеру, обидел мать и она его не простила, то и Бог ему этой обиды не простит?
Если люди не прощают человеку его грехи, то Бог тем более их не простит?
Бог простит человека, если тот действительно раскаялся в грехе. В вашем описании человек не собирается каяться, а спокойно продолжает совершать плохие поступки.
Добрый вечер. Я не согласна с Вашим ответом. Более того, я уже писала, только не комментарий, как сейчас, а задавала вопрос на сайте по поводу этого ответа, с пометкой, что мой вопрос адресован Вам лично, иерей Роман Посыпкин. Просила прокомментировать Ваш вышеизложенный ответ на сайте. Ни на сайте, ни на своей почте ответа не увидела, что меня крайне разочаровало. Итак, вопрос: Вы пишите, что, цитирую: "Пока мы не осознаём,например, как дети, что брать чужое нельзя, мы не грешим". Это как понять?! В Евангелии от Луки 12:47 сказано: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал,и сделал достойное наказания, бит будет меньше..." Евангелие нужно всегда читать с толкованиями Святых отцов, чтобы правильно понимать написанное. Например, Блж. Феофилакт Болгарский пишет по этому поводу, что тот, кто не знал наказывается, потому что, и он мог узнать, однако ж, не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал. И другие Святые отцы об этом говорили. Поэтому, какая разница знаем мы, что что-то - грех или нет, грех есть грех и не надо себя обманывать, отвечать придется за все грехи. А то, по вашей логике, хорошо можно устроиться - мол я не знал или не знала. И? Дальше что? Вы это предлагаете Богу на Страшном суде заявить? Не знала я или не знал, так что ли? Крайне странно, мягко говоря, видеть такой ответ от священника. Не знаю поступил ли мой вопрос к Вам по этому поводу или нет. Я, еще раз повторюсь, что написала на сайте, попросила ваш этот ответ прокомментировать, прошло уже много времени и ответ написать мне уже можно было (я просила написать не на почту, а на сайте, чтобы это видели люди, и, может быть, среди них будут хотя бы некоторые из тех, которые ранее читали этот ответ, и они увидят, скажем так, в Вашем ответе на уже мой вопрос, корректировки, и не будут впадать в заблуждение, что, если не знал о грехе, то и не согрешил. По Вашим словам выходит так. Перечитайте на досуге Ваш ответ. Вас ничто не смущает? Только честно? Но ведь, любой грех - грех, знал или не знал, значения не имеет). Считаю, нужно исправить написанное в этом ответе тоже, это нужно, чтобы люди не впадали в заблуждение из-за этого ответа. Даже, если Вы считаете или администрация сайта, мой вопрос неважным или еще каким-то - игнорировать вопрос читателя, когда ответ священника, мягко говоря, может ввести в заблуждение людей, прочитавших его, - крайне невежливо и является проявлением неуважения ко мне и наплевательского отношения ко всем. Ошибки нужно исправлять, неправоту признавать, тем более в Вашем ремесле. Это не со сдачей ошибиться. Профессия, если так можно назвать, у Вас серьезная и ответственная. Это же касается и вас, администраторы сайта. По чьей вине не был написан отдельный ответ на мой вопрос, на этом сайте, как я просила, а также не был исправлен этот,уже существующий, ответ или дополнен, для того, чтобы 1) те, кто этот ответ прочел ранее, увидел бы мой вопрос и ответ верный, не вводящий в заблуждение (ведь, этот вопрос эти люди уже читали и вряд ли они зайдут еще раз в этот вопрос, чтобы увидеть откорректированный ответ, а я надеюсь, корректировки последуют от Вас), а также 2) те, кто будет заходить конкретно в этот вопрос получили достоверную информацию сразу, так как и в этот ответ были бы внесены правки от Вас, я надеюсь. По чье вине и какой причине этого не случилось - я не знаю, но мне очень жаль, что сложилась такая прескорбная ситуация. Считаю, нужно опубликовать ответ на мой вопрос отдельно и исправить этот, вышеизложенный ответ, чтобы хотя бы некоторые, из ранее прочитавших этот ответ, узнали, что он некорректный.
Если же священник по уважительной причине не мог ответить мне на сайте, подчеркиваю, не на почту, а на сайте, и откорректировать этот ответ тоже, то можно это было поручить другому священнику.
Уважаемы посетители сайта, братья и сестры во Христе, читайте Евангелие, но обязательно с толкованиями Святых отцов, иначе можно неверно понять смысл прочитанного, с молитвой до и после чтения Евангелия (есть специальные для этого молитвы). И не верьте никому наслово. Сверяйте все с Евангелием, чтобы не впадать в заблуждения.
С уважением, раба Божия Фотина.
Ответ отца Романа: Во-первых, я говорил не о рабах, как в приведённой Вами цитате, а о детях, которые в силу своего возраста ещё не осознают что брать чужое это плохо. Или Вы предлагаете детям в возрасте трёх лет каяться на исповеди о том, что взята без разрешения конфетка? Так у нас в Церкви их не исповедуют до семи лет. Подумайте, почему.
Во вторых, читайте приведённое Вами толкование ВНИМАТЕЛЬНО. Что там сказано? «Кто не знал наказывается, потому что, и он мог узнать, однако ж, не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании». Блж. Феофилакт здесь говорит о том человеке, который ИМЕЛ возможность узнать, но, по собственной беспечности или лени, не обрёл ЗНАНИЕ.Юридически говоря — не знание Закона не освобождает от ответственности за него.
Я же пишу о другом. Представьте, что Вы родились в племени каннибалов. Все вокруг Вас едят людей, и Вы с детства, дабы не умереть, их едите. Для Вас это норма жизни, Вам ни кто не рассказал что есть людей нельзя, Вы не могли это ниоткуда узнать!. Но вот в плен к Вашему племени попадает христианин и объясняет Вам, что есть людей — это тяжкий грех. Вот с этого момента Ваше племя и ПОЛУЧИЛО возможность выбрать, жить ему дальше во грехе или покаяться и начать жить по Заповедям Господа нашего.
Все остальные «обличения» меня и администрации сайта оставлю на Вашей совести, следуя словам Апостола Павла: «ибо надлежит быть и разномыслию между вами» (1Кор.11:19).
Храни Вас Господь!
Дорогая Фотина, если вы хотите задать вопрос священнику, его надо задать через специальную форму на сайте. У священников нет возможности постоянно отслеживать комментарии на сайте. Но мы передали ваш вопрос отцу Роману.
Грехи не прощаются. В христианстве главное не грех, а покояние, и чем больше ты за это дашь, тем лучше для ПОПов.
А грех это действие, действие откладывается в генетике, и далее садится камне на душе человека. И убрать грех сейчас не возможно, и кто его будет убирать, ради чего? Что вы сделали такого, чтобы убрать грех?
Отсюда, грехи не убираются, а компенсируются благими делами. Это как воздушный шар, а грех это мешки с песком, мешок вы не можете скинуть, а чтобы подняться, вы, либо делаете горячее воздух, либо увеличиваете объём шара.
Как это не прощаются? По-вашему, Христос, апостолы и пророки говорят неправду?
..как Христос простил вас, так и вы. Кол. 3,13
Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мф. 6,14–15
Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Сир.28,2
Он [Господь] прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои. Пс.102,3
Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Лк.23,34
Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Мк.11,26
..прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Еф.4,32
И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Мк. 11,25–26
..будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили. Мк.3,28
..примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20,22–23
...и ещё примерно столько же свидетельств о прощении и искуплении можно найти в Писании.