17 сентября — память одного из самых известных пророков Ветхого Завета, Моисея. История его жизни — это не только один из самых драматичных библейских сюжетов, но и яркая иллюстрация к словам Христа об отвержении себя и следовании за Ним, их наглядное объяснение. Многие привыкли думать, что вера — это сплошные лишения и отказ от своей индвидуальности. Но Моисей доказал обратное: путь к Богу — это одновременно и путь к своей подлинной идентичности, обретение себя настоящего и свободного от всего лишнего.

Иисус сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24). Эти слова нередко понимают как призыв к полному отказу от всего личного — своих желаний, воли, стремлений. При таком восприятии живая вера превращается в систему запретов. Но история пророка Моисея открывает иной смысл: «отвергнуться себя» значит не уничтожить свою личность и индивидуальность, а, напротив, преодолев страх, сомнения и эгоизм, обрести самого себя. Это похоже на труд скульптора, который отсекает все лишнее, чтобы явить миру красоту, уже скрытую в камне. «Стань собой!» — говорит Бог, призывая идти за Ним, «отвергнувшись себя» — своих страхов, слабостей, иллюзий, пороков. И история Моисея — прекрасное тому свидетельство.

Пророк Моисей: пример того, как «отвержение себя» ведет к обретению подлинного «я»
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. Алексей Тыранов. 1839-1842 гг.
Из собрания Третьяковской галереи

Моисей родился в народе, порабощенном Египтом — одной из великих держав того времени. С первых дней его жизнь оказалась под угрозой: по приказу фараона всех новорожденных еврейских мальчиков следовало убивать, чтобы ослабить Израиль. Мать Моисея, рискуя всем, прячет ребенка и подбрасывает его дочери фараона, а сама, чудом, становится его кормилицей. Чего только не сделаешь ради своих детей!

При дворе фараона Моисей получил лучшее образование и воспитание, какое можно было представить в то время. Но была тут и темная сторона — вседозволенность. Как приемный внук фараона, он рос с ощущением права на всё. Последствия такой деформации проявились неожиданно: в порыве гнева он убил египтянина «без суда и следствия», установив свою правду ценой жизни другого (Исх 2:11–12). Это был импульсивный, насильственный поступок человека, стремящегося защитить «своих» и найти свое место. Но народ его не понял. Так обнажился глубокий внутренний конфликт: Моисей не ощущал себя «своим» среди угнетателей, но и среди угнетенных не обрел идентичности.

Пророк Моисей: пример того, как «отвержение себя» ведет к обретению подлинного «я»
Моисей, задумывающий предприятие свое об освобождении израильтян от египтян Исаак Аскназий. 1885

Порой, чтобы найти себя, нужно потерять все. Бегство Моисея в Мадиам — это не только спасение от наказания, но и уход от самого себя, от неразрешимого внутреннего противоречия. Отказавшись от статуса «принца Египта», он долгие годы живет скромно, пасет стада своего тестя. И вот в тишине пастушеской жизни Бог призывает Моисея. Но этот призыв вызывает в нем волну экзистенциального страха, сомнений и неуверенности — «внутренних демонов», способных разрушить любую личность. Моисей находит множество оправданий: «Кто я такой, чтобы идти к фараону?» «Я косноязычен, меня никто не станет слушать!» «Я не готов, я не способен!» Бог не спорит с его слабостями, но отвечает: Я буду с тобою (Исх 3:12). Богу нужны не идеальные люди, а те, кто готовы идти за Ним, несмотря на свою немощь. Моисею нужно было отвергнуть не свою личность, а свой страх и открыть потенциал, заложенный в нем Богом. У него хватило мужества и решимости сделать это, и неуверенный в себе, заикающийся старик (в тот момент ему было 80 лет) стал величайшим пророком Ветхого Завета.

Пророк Моисей: пример того, как «отвержение себя» ведет к обретению подлинного «я»
Моисей на горе Синай. Жан Леон Жером. 1890-1895 гг.

Выведя Израиль из Египта, Моисей сталкивается с новым искушением — властью. Народ ропщет, боится, бунтует. Освободившись внешне, они остаются рабами по складу ума. Им ближе воспоминания о котлах с мясом(Исх 16:3), чем путь в свободу; они не способны вместить образ невидимого Бога и создают золотого тельца (Исх 32). Моисей, прекрасно знавший египетскую систему власти, мог бы легко стать жестким авторитарным лидером или вообще оставить этот неблагодарный народ. Но он выбирает иное — несет тяжесть лидерства, оставаясь верным народу до конца. Когда Бог говорит: «Я уничтожу их и произведу от тебя новый народ», Моисей отвечает: «Тогда и меня вместе с ними». Он берет на себя крест посредника — между Божьей святостью и человеческой слабостью.

Пророк Моисей: пример того, как «отвержение себя» ведет к обретению подлинного «я»
Моисей видит землю обетованную. Вест Бенджамин. 1801

В конце пути Моисей видит землю обетованную, но не входит в нее. Бог велит сказать скале, чтобы она дала воду (Чис 20:8), но Моисей, разгневавшись, дважды ударяет по ней жезлом (как прежде, в Исх 17:6) и за ослушание и неверие лишается возможности войти туда, куда он в течение 40 лет вел свой народ. Наказание кажется суровым, но его суть глубже: Моисей должен был полностью довериться слову Божьему, а не своим прежним методам. Это — итоговое «отвержение себя»: оставить контроль в Божьих руках. «Моисей, отпусти — Я позабочусь о них лучше тебя!» — как бы говорит Господь. Моисей не выдержал последний экзамен, но тем самым раскрыл до конца смысл слов Иисуса об отвержении себя: бывают моменты, когда, даже если ты харизматичный и непререкаемый лидер, которого Бог в макушку поцеловал, нужно отступить, чтобы осуществилась воля Божья.«Отвергнуться себя» не значит перестать быть собой. Моисей не стал безликим орудием: он остался страстным, вспыльчивым, сострадательным, противоречивым. Но он научился подчинять свои слабости Божьему призванию и обрел самого себя — подлинного и преображенного Божественной благодатью. Христос зовет нас не к унылому отречению от жизни, а к смелому ее преображению. Отвергнись страха — и обретешь дерзновение. Отвергнисьэгоизма — и научишься любить по-настоящему. Отвергнись иллюзии контроля — и найдешь свободу.

0
37
Сохранить
Поделиться: