Вопрос читателя:

Со святым днем! Здравствуйте батюшка! Как нам известно из Святого Писания, пророк Илия не умер, а был взят на небо живым, а о пророке Моисее написано, что он умер, прожив 120 лет, но никто не знает места его погребения по сей день... Когда Господь преобразился на горе перед своими учениками, Ему явились два ветхозаветных пророка-Илия и Моисей. Но до Воскресения Господа все умершие находились в аду. Получается, Моисей тоже не умер? Иначе как он явился на Преображение Господа? Как объяснить это чудо? Спаси Господи.

Галина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Галина, это все и правда чудо. Давайте обратимся к толкованиям на Писание святых отцов.

Святитель Иоанн Златоуст пишет следующее: «Этим явлением Иисус Христос хотел научить учеников тому, что Он имеет власть над жизнью и смертью, и владычествует над небом и землей. Для того-то и являются здесь и умерший, и еще не испытавший смерти». Стало быть, Моисей умер, но Господь, для Которого нет ничего невозможного, мог сделать так, чтобы он, как представитель древних пророков, присутствовал при событии Его Преображения.

При этом есть и другое свидетельство, которое транслирует известные исследователь и знаток Писания архимандрит ианнуарий (Ивлиев): «Моисей как законодатель Израиля, как воплощение Закона и Торы. Илия же был величайшим из пророков. Люди всегда смотрели на него, как на пророка, принесшего им голос Самого Бога. В нашей истории Илия воплощает собой пророческую традицию. К тому же библейское предание говорило, что оба, — Моисей и Илия, — были живыми взяты на небо. Вот там, в небесном мире, они, воплощающие Закон и Пророков, — рядом с Иисусом Христом. Встреча этих двух великих исторических лиц с Иисусом означала, что величайший из законодателей и величайший их пророков благословляли Его, свидетельствовали о Нем».

У меня нет ответа на вопрос о том, как примирить две версии предания — о смерти Моисея и о том, что он был взят на небо живым. Как бы то ни было, для Господа не было невозможно устроить присутствие Моисея в любом случае.

О связи же Преображения с Воскресением можем вспомнить слова преподобного Иустина (Поповича): «Нет сомнения, что Преображение Спасителя — это введение в Его Воскресение, подготовка и предпосылка. Действительно, одно от другого неотделимо: и Преображение, и Воскресение бывает Богом, Богочеловеком. Единое органическое целое: в Церкви, как и в личности Богочеловека. Очевидно, что в свете Преображения видно все Богочеловеское домостроительство спасения. И Преображение, как составная часть домостроительства спасения, становится ясным только в завершающем подвиге этого домостроительства: в Богочеловеском воскресении». В этой связи становится понятным, почему мог явиться Моисей — ведь все равно все дело шло к Воскресению и Преображение предваряло событие Воскресения.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: