Край земли

В первом тысячелетии н. э. церковный ландшафт на востоке и западе Римской империи не знал такого количества границ, препятствий и средостений, которые возникли в период расколов и реформ. Именно поэтому, с точки зрения религиозной географии, мы можем говорить о «православных святынях Запада» и о кафолической восточной Церкви.

Церковный «Восток и Запад» до V века жили единой верой и преданием. Конечно, могли различаться монастырские уставы, храмовое искусство, песнопения, литургический чин и даже пасхальные исчисления. Однако и на востоке, и на западе империи знали одну непреложную границу: для консервативного имперского сознания все территории, лежащие вне цивилизованной ойкумены, были — «краем земли» (ultima terra) и культурным небытием.

Эти территории годились только для колонизации, то есть воспринимались в качестве сырьевого придатка, как бы сказали сегодня. Однако вспомним слова Спасителя, завещавшего своим апостолам быть свидетелями даже до края земли (Деян 1:8). Евангелие приходит и сюда.

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Фото Владимира Ештокина

От плена к святости

Хотя Ирландия была одной из самых далеких европейских территорий, отдельные христианские общины появились здесь уже во II веке. А расцвет церковной жизни пришелся на V век и связан с именем святого Патрика — апостола и просветителя Ирландии.

Из «Исповеди» самого Патрика известно, что в юном возрасте он был пленен ирландскими пиратами и после того, как промысел Божий избавил его от уз рабства, оказался на Континенте, в Галлии (на родине святых Иринея Лионского, Илария Пиктавийского и Мартина Турского).

В то время Галлия была заселена племенами кельтов, которых римляне называли галлами. Уже в начале V века здесь существовали многочисленные монашеские общины. Патрик оказался в центре этого движения. После нескольких лет, проведенных в Галлии, он возвратился в Ирландию и начал свою проповедь. Его миссия не только стала одной из самых успешных в истории Церкви, но и явилась мостиком, соединившим далекие монастыри Востока с зеленым островом.

Духовным образцом для Церкви Ирландии с первых же веков ее существования стали святые подвижники Востока — Церквей Египта, Сирии и Палестины. Монашеский дух далекого Востока оказался созвучным характеру древних кельтов. И задолго до появления первой «монашеской республики» на Святой горе Афон (X век), на острове Эйре (Eire), как тогда называли Ирландию, появилась Церковь. Все ее устройство было монастырским, каждый храм был при обители, а почти каждый четвертый житель острова — иноком.

Сегодня от древних монастырей Ирландии остались лишь развалины. Но эти тысячелетние стены, башни, храмы и кресты свидетельствуют о высоком градусе религиозной и культурной жизни древней ирландской Церкви.

Патрик был необычайно одаренной личностью. Он смело проповедовал местной знати, составившей авангард ирландского монашества. Он сумел донести слово Божие до друидов — языческих мудрецов, многие из которых пополнили ряды первых церковных мыслителей. Он нашел общий язык и с простым населением страны, став героем бесчисленных саг, легенд и символов. В этом обильном предании Патрик творит чудеса во время проповеди королю Лоэгайре (Loegaire) и друидам в Таре (Tara), обращает правителя и всех его подданных в Кашеле (Cashel), изгоняет змей с острова во время молитвы на горе Кроу, Патрик (Croagh Patrick), наконец, использует трилистник как символ Святой Троицы во время проповеди простым крестьянам.

Впервые оказавшись в Ирландии в качестве плененного раба, Патрик стал ее небесным молитвенником и патроном.

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Скалы Мохер в графстве Клер — истинная природная жемчужина Ирландии. В XIX веке на самом мысу скалы была построена башня О’Брайан. В хорошую погоду с ее стен видны Аранские острова, излюбленное место ирландских монахов. Фото Владимира Ештокина

 

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Часовня Галларус в графстве Керри (около VI века) — один из лучших образцов раннехристианской церкви Ирландии. По форме напоминает перевернутую лодку. Фото Владимира Ештокина

 

Главнейшая обитель Ирландии

Благочестивые ирландцы издревле полагали, что не только у страны в целом, но и у отдельного города есть свой небесный покровитель, святой, который в своих молитвах у престола Всевышнего особенно печется «о благорастворении воздухов и об изобилии плодов земных» данной местности. Так, небесным покровителем Дублина, столицы Ирландии, является преподобный Кевин Глендалокский.

Он принадлежал к королевскому роду. Еще до рождения его матери было возвещено, что она родит мальчика, который «будет дорог Богу и людям и станет отцом множеству монахов». Образование он получил в лучших интеллектуальных центрах того времени, каковыми являлись монастыри. Практически каждый монастырь Ирландии имел свой скрипторий, богатую библиотеку и ремесленную мастерскую. Из монастырских стен вышла не только церковная, но и будущая интеллектуальная элита страны.

В монастырской школе Кевин изучал латынь, азы греческого и Священное Писание. Вскоре, желая уединения, Кевин убежал из школы и удалился в пустынное место Глендалок (Glendalough — Долина двух озер, в кантоне Wicklow). Он жил в дупле дерева, питался травами и плодами. Неизвестно, чем бы закончилась его «самоволка», если бы не одна детективная история, связанная с… коровой. Заплутавшая буренка нашла Кевина и начала посещать его каждый день. Хозяин, заметив, что корова стала приносить много молока, и желая узнать, где пасется скотина, установил за животным слежку. Корову нашли возле дерева, служившего Кевину домом. Тайное место святого было открыто, и крестьянин против воли юноши увел его обратно в монастырскую школу. Согласно преданию, когда Кевин возвращался в монастырь, деревья в одном труднопроходимом лесу склонялись к его ногам, облегчая путь. Кевин благословил этот лес, который впоследствии получил название Голливуд (Hollywood, или Святой лес). Знаменитый город в американском штате Флорида был назван Голливудом эмигрантами из Ирландии в честь леса святого Кевина на их исторической родине.

Позже Кевин все-таки получил благословение покинуть школу и возвратился в место своего уединения. Многочисленная братия поселилась рядом с ним. Так появился монастырь Глендалок, который позже стал главнейшей обителью Ирландии и настоящей лаврой.

У кельтских подвижников потребность в уединении необъяснимым образом соединилась с необходимостью обращать язычников. И предание связывает имя Кевина с миссионерским путешествием. На небольшой каркасной лодке, обтянутой кожей и оснащенной прямым парусом, Кевин доплыл до Шотландии. Ирландские парусные курраги, несмотря на примитивный внешний вид, обладали прекрасными мореходными качествами. Именно в такой лодке святой Колум Килле добрался до далекого острова Айона, преподобный Колумбан с двенадцатью учениками доплыл до континента, где начал свою европейскую миссию, а Брендан Мореплаватель переплыл Атлантический океан. Кстати, эта монашеская утлая лодочка стала еще одним символом Ирландии.

Скончался преподобный Кевин 120-летним старцем в 618 году от Рождества Христова. Интересный эпизод в его житии — повествование о последних днях святого. Кевину явился ангел и сказал, что после его кончины численность братии монастыря составит целых пятьдесят человек!.. Кевин скромно промолчал после слов ангела, и тогда ангел добавил: «Не пятьдесят, а многие тысячи».

Со временем число иноков в обители увеличилось до такой степени, что монастырь уже называли не иначе как «монашеский город» — Monastic City. Позже обитель святого Кевина разрослась до размеров самостоятельной епархии. По духовному значению Глендалок для верующих ирландцев — почти то же, что и Троице-Сергиева Лавра для православных россиян.

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Дорожки к развалинам древних обителей никогда не зарастают. Любовь к своему прошлому ирландцам привита с детства. Фото Владимира Ештокина

 

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Старинная церковь монастырского ансамбля Глендалог в графстве Уиклоу. Основанный в VI веке святым Кевином монастырь сыграл выдающуюся роль в истории ирландского христианства как духовный и интеллектуальный центр. Фото Владимира Ештокина

 

От учителя к ученику

Предание связывает Кевина с другим известнейшим монастырем Ирландии — Кланмакнойзом (Clonmacnoise — Луга сыновей Ноя). Обитель была основана преп. Кираном († 544 г.). Во время своего миссионерского плавания Кевин посетил Кланмакнойз, но, к сожалению, знаменитый основатель этой обители умер за три дня до его прихода.

Еще юношей святой Киран уплывает на остров Инишмо (Inishmore), крупнейший из трех островов архипалага Аран (Aran) в графстве Голуэй. Здесь усилиями святого Энды, самого известного святого на западе Ирландии в VI веке, была основана одна из лучших монашеских школ. Энда принадлежал к военной аристократии. Он сумел объединить вокруг себя и вырастить целую плеяду ирландских аббатов и ученых. В монастыре Инишмо Кирану однажды приснился сон, в котором он увидел огромное дерево, произросшее в центре Ирландии и защищающее остров со всех сторон. Плоды этого древа распространились далеко за морем, и птицы со всего мира прилетают, чтобы отведать их. Энда объяснил Кирану, что тот должен на берегу реки в центре острова возвести церковь, которая соберет великое множество подвижников и принесет много духовных плодов. Киран отправился вглубь страны и, причалив к берегу реки Шеннон, определил место, где 23 января 544 года заложил основание монастырю Клонмакнойз. Таким образом, сеть крупнейших монастырей Ирландии была связанна не только общей духовной традицией, но и именами своих основателей, каждый из которых был учителем или учеником другого.

Из Клонмакнойза вышли прославленные поэты, богословы, историки, географы, врачи, писцы. Здесь были составлены известные на всю Европу манускрипты. До сих пор можно видеть круглую башню знаменитой библиотеки монастыря, в которой бережно хранились латинские и греческие рукописи. В XII столетии Клонмакнойз был самой большой школой кельтского искусства, архитектуры, скульптуры, а также мастерской по металлу.

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Фото Владимира Ештокина

 

Немного о крестах

И в Кланмакнойзе, и в Гланделоке, и в сотнях других мест по всему острову можно увидеть величественные ирландские кресты. Высокий кельтский крест в круге стал еще одним символом христианской Ирландии. Все дошедшие до нас предметы этого церковного искусства изготовлены из камня, однако многие знаменитые кельтские кресты являются точными копиями своих деревянных «предков». Часто на таких крестах в точках, где круг соприкасается с перекладинами самого креста, можно увидеть большие дутые декоративные шары или выпуклости. Иногда есть только одна большая выпуклость прямо в центре скрещения. Это не что иное, как напоминание о железных заклепках, массивных гвоздевых креплениях, которые позволяли всей некогда деревянной конструкции держаться. В камне же эти инженерные элементы приобрели исключительно эстетическую функцию. Кстати, круглый диск, появившись на кельтских крестах, первоначально также имел практическое значение. Такими круглыми скобами удерживали широкие рукава крестов. Интересно, что у древних кельтских крестов с короткими рукавами круг не встречается. Каменные же кресты просто имитировали эту функциональную задумку деревянных прототипов. Все измышления о культе солнца и языческом влиянии на образ кельтского креста — не более чем выдумка отдельных авторов.

Древнейшие из каменных крестов (VIII–IX века) украшены в основном декоративной вязью, абстрактным орнаментом, хитросплетенными спиралями, которые легли в основу знаменитой кельтской вязи. Более поздние кресты (IX–XI века) обильно покрыты изображениями из сцен Ветхого и Нового Заветов. А на самых поздних из них (XII век) в характерном романском стиле изображается епископ с посохом в руках. В эту эпоху было важно показать значение епископской власти в Церкви. Для Ирландии, где основной авторитет и власть принадлежали аббатам — настоятелям монастырей, — утверждение роли епископа было актуальным.

Отдельно стоящие высокие кресты, вопреки ожиданиям, не несли погребальной функции. Первоначально их ставили в центре монастыря, обозначая главную площадь обители (platea). Часто их воздвигали на границах, отделяющих сакральную территорию от мирской. Иногда они становились видимыми символами королевского патронажа над тем или иным монастырем.

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Ирландию называют изумрудным или зеленым островом. Благодаря уникальному островному климату ирландские луга почти круглый год покрыты цветочным ковром. Фото Владимира Ештокина

 

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Знаменитый кельтский крест в круге — символ ирландского христианства. Круг в этих массивных конструкциях играл чисто техническую роль, поддерживая каменные рукава. Позже стал восприниматься как символ вечности. Фото Владимира Ештокина

 

О лодках и улье

Среди картинных символов и запоминающихся образов христианской Ирландии особенное место занимает архитектура древних кельтских храмов и часовен. Классический пример — часовня Галларуса на полуострове Дингл. Гладкоступенчатое здание, сложенное из крупных камней без всякого соединяющего раствора, по форме напоминает перевернутую лодку. Эта форма легла в основу древнейших ирландских церквей, а также ирландских келий, напоминающих круглый улей. Такого рода архитектуру можно наблюдать во всех крупных ирландских монастырях. Лодка и улей — два важных элемента в сознании ирландцев. Символы движения и оседлости, ухода в далекие страны и окапывания в родных землях. Между этими двумя противоположностями и протекала монашеская жизнь древних иноков. Улей кельи позволял монаху подкрепить себя и отдохнуть, испытать временный комфорт, церкви же, напоминавшие корпус лодки — напоминали о том, что он странник на земном пути. Peregrinatio pro Christo (паломничество ради Христа), столь популярное у ирландских иноков, понималось не только как действительный уход на далекие острова, в дальние страны, но и как повседневное состояние подлинного монашеского ума. Престарелая наставница преподобного Колумбана, как говорит нам житие, сообщила ему, что она уже многие годы совершает Peregrinatio pro Christo в четырех стенах своей кельи.

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Фото Владимира Ештокина

 

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Фото Владимира Ештокина

* * *

На примере Ирландии мы видим, как Благовестие Христово из Сионской горницы согласно призыву Господа дошло до ultima terra. Евангелие коснулось сердец далеких кельтов, и именно этот контакт породил ирландскую Церковь, вдохнул новые творческие силы в ирландский характер, позволил зеленому острову взрастить богатое духовное, интеллектуальное и культурное потомство. Ибо Дух дышит, где хочет (Ин 3:8).

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Знаменитые суденышки – курраги – до сих пор используют ирландские рыбаки. Фото Владимира Ештокина

 

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Тишина и древность монастырских развалин — место отдыха и размышлений. Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Круглая башня монастыря Кланмакнойз (VI век). Фото Владимира Ештокина

 

Земля святого Патрика: проповедь на краю света
Башни служили оборонительным целям, там также хранились монастырские манускрипты. Фото Владимира Ештокина

 

Фото Владимира Ештокина

 

0
0
Сохранить
Поделиться: