На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришел сложный вопрос  — Как понять, что я готов креститься? (прочитать письмо целиком).

Своим личным опытом делится Джулиан Генри Лоуэнфельд, поэт, драматург, адвокат, композитор и переводчик.

Как я в 49 лет решил креститься

Признание православного американцаМой приход в православие начался с перевода книги епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Тогда я жил в Америке и был известен своими переводами Александра Сергеевича Пушкина на английский язык. Как потом мне рассказал сам владыка, выбор пал на меня по простой причине, которую он озвучил так: «Если человек переводит великого поэта и любит Россию, он поймет православных». В итоге так и получилось. Для качественной работы мне нужно проникнуться атмосферой, о которой идет речь в произведении, — я не могу по-другому переводить. Поэтому с разрешения владыки Тихона я приехал в Россию и поселился в Сретенском монастыре.

В начале работы я скептически относился к тому, что написано в книге. Все эти голоса, духи, каноны не вызывали отклика в моей душе — я не понимал, зачем все это нужно, зачем так усложнять свою веру? Более того, я еще и адвокат — мне нужны доказательства, и в чудеса я не верил. Но ты живешь с этим какое-то время и понемногу начинаешь чувствовать Провидение, присутствие Бога. Те бытовые чудеса, которые постоянно происходят в книге, начинают проникать в тебя. Я даже не могу толком объяснить, как это произошло, но это было настолько для меня естественно, что в конечном итоге я пришел к владыке Тихону с просьбой меня крестить. Мне было 49 лет.

Духовные поиски

Удивительно — я много лет сам искал Бога, ходил в костел, синагогу, к протестантам, на разные молитвы, читал Библию, разных философов XVIII–XIX веков. Но это ни к чему не привело — всерьез о крещении я не думал и в конечном итоге пришел к тому, что считал себя агностиком-атеистом. Когда я приехал в Россию, православие меня не особенно интересовало, хотя я постоянно с ним сталкивался при изучении русских классиков.

Осознание себя православным человеком приходило постепенно. Можно сказать, мои мысли по этому поводу шли по такой духовной синусоиде — когда-то больше, когда-то меньше. Даже после крещения иногда приходят сомнения, но за ними приходит вера. Это вообще целая система ценностей, система поведения, постоянная практика — походы в храм, исповедь, посты. Православие — нелегкая религия.

Первый раз в храме

Первый раз в православном храме у меня были смешанные чувства — было одновременно тяжело и легко. Я даже не понимал, на каком языке идет богослужение, но оно произвело на меня такое глубокое впечатление, что я заплакал. Думаю, схожие ощущения были у послов князя Владимира, когда они приехали в собор святой Софии в Константинополе. Это приближение к Богу, священный ужас, осознание своей греховности.

На меня сильно повлияла жизнь в Сретенс­ком монастыре. Там я впервые столкнулся с тем, что читал у Достоевского, Солженицына, Шукшина: русская литература в целом осно­вана на православных ценностях — сост­радании, духовном подвиге, жертвовании личными интересами и желаниями. Это прямая противоположность американской идее стремления к индивидуальному счастью. Здесь же было все по-другому — в России есть стремление к нематериальному счастью через духовные ценности.

Религия есть у каждого

Религия нужна мне точно так же, как любовь, система ценностей, ощущение порядка. Мне кажется, что вера есть вообще у всех — даже у тех, кто считает себя атеистами. У неверующих людей все равно есть своя система ценностей и общечеловеческих принципов, которые и будут своего рода религией для человека. Я убежден, что именно она отделяет нас от животных.

Сомнения

Я сомневался перед принятием крещения и подолгу беседовал с владыкой Тихоном о вере. Это личные переживания, которыми я не могу поделиться. Думаю, через такие сомнения проходит каждый человек, который в сознательном возрасте готовится принять крещение — это вполне нормально. Но характер этих переживаний разный, тут нужен индивидуальный подход и помощь священника. Мне повезло — у меня был прекрасный наставник и духовный руководитель, который во многом помог мне преодолеть сомнения. Наверное, каждому нужен такой человек, тогда будет проще.

Крещение

В какой-то момент я понял, что готов. Ничего грандиозного в тот день не произошло, что бы подтолкнуло меня к этому решению. Оно мне далось очень легко — я просто понял, что пора. В конце Великого поста, на Страстной седмице, я подошел к владыке Тихону и попросил его о крещении. Тяжело это объяснить с точки зрения логики, да и не в ней дело — руководствуясь только ею такие решения не принимают.

Крестить меня в Великую субботу решил владыка. В древней Церкви в этот день крестили оглашенных — людей, которые проходят катехизацию (оглашение), готовятся принять таинство Крещения, чтобы Пасху они могли встретить в лоне Церкви. Для меня большое счастье и честь было принять крещение именно в этот день.

Мне трудно сказать, почему я выбрал именно православие. Это как сказать, почему вы одного человека любите, а другого — нет. Все равно это поверхностное сравнение, потому что с религией все обстоит намного глубже и серьезней — мы же говорим про душу. Нельзя сводить выбор религии до бытовой логики — это не выбор стиральной машины, где мы смотрим на ценник, качество сборки, материалы, из которых она сделана. Есть ситуации, в которых невозможно руководствоваться только разумом — нужно слушать сердце. Сердце ведь умнее.

Жизнь после прихода к вере

Несмотря на то, что я крестился в 2012 году, мне до сих пор не все понятно. Например, почему какие-то вещи на службе делаются именно так, а не иначе? Я думаю, даже русским тяжело это все повторять — многие ритуалы требуют дисциплины. Иногда даже думаешь: ерунда все это. Но потом понимаешь, что ты ошибался и эта мысль была минутой малодушия и маловерия.

За 4 года в Православии я пришел к выводу — не надо ждать, когда ты будешь полностью готов для похода в церковь. Нужно идти в храм в том состоянии, в котором ты сейчас находишься: со всеми своими сомнениями, мелкими или большими грехами. Сделал, не сделал — все равно иди. Не нужно быть перфекционистом, нужно просто довериться Богу — и станет легче.

Подготовил Кирилл Баглай

Также на вопрос читателя отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).

Читайте также:

Приключения американца в России

На заставке фрагмент фото Joe St. Pierre/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0

1
0
Сохранить
Поделиться: