Приключения кладоискателейСреди всего многообразия форм детского отдыха основными все же остаются летние лагеря. Но сейчас они стали очень разнообразными, и даже среди православных лагерей один не похож на другой. Диапазон простирается от семейных приходских дач до больших лагерей, которые принимают в свои смены даже некрещеных ребят. Один из самых значительных проектов такого рода — лагерь клуба «Звезда Вифлеема», организованный Патриаршим Центром духовного развития детей и молодежи. Своим опытом с нами делится руководитель клуба Егор КОВРИЖКИН.

— Егор, как Вы считаете, ставит ли современное общество перед православным педагогом какие-то особенные задачи или проблемы воспитания одинаковы во все времена?

— Сейчас и у педагогов, и у родителей появился очень мощный конкурент, активно влияющий на мировоззрение детей, их желания, устремления, представления о хорошем и плохом. Я имею ввиду потребительскую позицию, положенную в основу современного общества. Яркие рекламные ролики, звучные запоминающиеся слоганы открывают ребенку простой и понятный мир потребления. Главное — удовлетворить свое желание, как только оно появится. И тогда мир вокруг тебя изменится и станет прекрасным, как в сказке. Что, не изменился? Значит, ты удовлетворил не то желание! Попробуй удовлетворить другое!

— Не преувеличена ли сила такого воздействия?

— Думаю, напротив — мы его недооцениваем. Потребительство подменяет и искажает самые лучшие и самые сильные устремления человека. Например, стремление к творчеству. Изначально — это стремление преображать мир вокруг себя, впитывая его красоту и смысл, попытка передать другим то, что переполняет человека. В потребительском обществе стремление к творчеству трансформируется в стремление к самопрезентации. Это бесконечное самолюбование и упоение собственной «нестандартностью», «талантом».

Потребительская позиция подменяет собой извечное стремление человека к развитию. Вместо настоящего развития предлагается суррогат: нескончаемая погоня за новыми вещами и новыми впечатлениями. Самым опасным для этой гонки является вопрос «Зачем?». Такой вопрос — угроза для потребительской активности. Поэтому все рекламные лозунги содержат в себе простые манипулятивные ходы, дающие на него ответ, правда, не по существу. Новый автомобиль нужен, чтобы «быть независимым», конфеты — чтобы «почувствовать нежность», пиво — чтобы «стать свободным». Так человек теряет настоящую свободу строить жизнь независимо от обстоятельств.

— Как Вы считаете, дети из православных семей меньше подвержены влиянию общества потребления?

— По идее должно быть так. Но для православных семей существует совершенно специфическая опасность, о которой нельзя не говорить, — уход повзрослевших детей из Церкви. И вот родители говорят: «Как же так? Ведь мы учили ребенка на примерах святых, его окружали достойные верующие люди. Ребенок регулярно бывал в храме и причащался. А в какой-то момент все это стало ему не нужно и не важно».

На мой взгляд, это происходит из-за того, что многие православные взрослые в своем стремлении защитить сознание своего ребенка от духовной агрессии пытаются оградить его от мира, как бы зашторить все окна. В итоге ребенок попадает в очень трудную ситуацию: с одной стороны — запреты родителей, ограничения, которых нет у его товарищей, а с другой — яркий, простой и понятный мир потребления. Кому же верить?

— Почему бы и не родителям?

— В этом возрасте такой выбор слишком сложен. Я бы сказал, что это совсем не детский вопрос, и, по моему опыту, дети обычно даже не пытаются его решать. Они просто живут двойной жизнью до тех пор, пока не ослабеет авторитет учителей и родителей. Но страшно даже не то, что ребенок в результате в какой-то момент может пуститься «во все тяжкие» — в период взросления это порою неизбежно, — а то, что у него отбили желание искать истину в Боге и в Церкви, которую он еще долго может считать «устаревшей».

— Тогда как же быть?

— Оглянуться по сторонам, увидеть, в каком мире мы живем, и понять, что нельзя воспитывать детей по репринтным изданиям начала двадцатого века, как пытаются очень многие. Предлагаемые в них методы уже не работают. И именно потому, что они были хороши и актуальны в свое время. Сами посудите: сто лет назад сельский учитель часто был для своих учеников единственным окном в большой мир. Он рассказывал детям про Адама и Еву, про Давида и Голиафа, про Христа и Богородицу. От него же узнавали о далеких морях и океанах, о звездах и планетах, об электричестве и паровой машине. И перед глазами учеников открывался цельный мир, которым управляет Бог, а люди познают тайны Его премудрости.

Теперь же процесс познания происходит по-другому. Конечно, святость и грех не поменялись полюсами. Конечно, суть христианской веры и христианского упования осталась незыблемой. Но зато как продвинулись технологии воздействия на человеческое сознание, способы пропаганды и убеждения! Вот почему мы должны не уходить в блаженную православную изоляцию от мира, а вооружить детей способностью мыслить, умением искать и находить собственные ответы на жизненные вопросы.

— А как детский православный лагерь может этому способствовать?

— Клуб «Звезда Вифлеема» — это не просто детские лагеря. Это наша попытка дать педагогические ответы на вызовы современной массовой культуры. Мы исходим из того, что если мы хотим быть соработниками Христу в деле воспитания, то нам надо в первую очередь противопоставить что-то потребительству. И для этого мы используем современные педагогические методики.

В первую очередь это ролевые игры, в которых строится упрощенная модель нашего сложного мира. Такая модель призвана выбить ребенка из потребительской позиции. Цель модели — дать детям возможность на практике узнать, что значит быть ответственным за свой выбор и свои поступки, получить реальный опыт следования тому или иному нравственному принципу.

Основная задача моделируемого мира — увлечь детей, на какое-то время стать для них полноценной реальностью, в которой многое зависит от них самих. И хотя реальность смоделирована, но подвиги в ней можно совершать настоящие, и трудности на пути совершенно реальные, а побеждать собственный эгоизм так же трудно, как и в жизни. Этим подобная модель выгодно отличается от любой беседы с детьми, от любого урока. Все, что здесь происходит, — не интеллектуальные игры и не высокие разговоры о нравственности. Здесь — дело, в котором успех достигается только через преодоление себя.

— Расскажите, пожалуйста, что представляет собой такая ролевая игра?

— Ее основой могут быть совершенно разные сюжеты. Одна из наших программ построена на основе сказочного мира, созданного финской писательницей Туве Янссон, и называется «Приключения кладоискателей».

В ее рамках, например, есть большое событие, которое длится целый день и носит название «Тропа заветов муми-предков». Тропа заветов — это древнейшая традиция Муми-мира, которая позволяет муми-троллям из поколения в поколение передавать опыт предков. Суть этого опыта в том, как научиться сотрудничать и строить настоящие, глубокие взаимоотношения друг с другом. Каждый из принципов, лежащих в основе этих умений, связан с именем того или иного муми-предка. Например, среди предков был муми-тролль по имени Туфар, чей древний фамильный дом растрескался от нескончаемой ругани между членами его семейства. Легенда рассказывает нам о том, какие испытания пришлось преодолеть Туфару и его семейству, чтобы вернуть себе свой дом, и какие открытия он при этом совершил. В назидание своим потомкам Туфар завещал каждый год проходить эти испытания и заново совершать открытия, постигая премудрость уважения друг к другу.

Детям, проходящим по тропе заветов, предстоит узнать множество историй предков, каждая из которых рассказывает о том, как муми-тролли сталкивались с той или иной проблемой и как решали ее, преодолевая сложные испытания. Чтобы открыть завет предка, от них потребуется примерить каждую ситуацию на себя, отыграв ее в театральной сценке, пройти нелегкое испытание, требующее от каждого не на словах, а на деле следовать принципам уважения и сотрудничества, а затем вместе проанализировать полученный опыт и написать свою собственную трактовку завета.

— Вероятно, такие программы требуют длительной подготовки?

— Да, это кропотливая ежедневная работа. Чтобы создать программу новой восьми- или четырнадцати-дневной смены, требуется полтора-два месяца на ее разработку и на подготовку педагогического коллектива. Только при такой тщательной работе удается точно решать поставленные на период смены педагогические задачи, при этом достигая легкости и естественности программы для участников.

— А кто ваши вожатые?

— Сегодня уже язык не поворачивается назвать этих людей вожатыми. Ведь традиционно вожатый — это неоперившийся студент, который «тянет вожатскую лямку», чтобы ночью «оторваться». Наших людей я скорей бы назвал проводниками, призванными подводить детей к открытиям, кропотливо создавая условия для того, чтобы дети их совершали, чтобы познавали мир и формировали свое мировоззрение, в котором есть надлежащее место Богу и Церкви.

Для того чтобы быть таким проводником, человеку нужны не только педагогические технологии, но и глубокое внутреннее содержание. Ведь подводить можно только к тем открытиям, которые сам уже совершил. Поэтому в перерывах между сменами мы регулярно собираемся, чтобы обсудить жизненные вопросы и вместе совершить свои собственные открытия.

— Какие дети к вам приезжают?

— Ребята очень разные. По большей части это дети из воцерковленных семей. Но достаточно много и тех, кто узнает о Церкви только непосредственно в лагере. Обычно родители таких ребят выбирают наш лагерь исходя из доверия Церкви и стараясь таким образом оградить своих детей от возможной безнравственности и прочих неприятностей «светского» лагеря. Они часто спрашивают, не будут ли детей заставлять молиться, не почувствует ли их ребенок себя изгоем. Этого можно не опасаться. Программа организована таким образом, что молитва и богослужения не являются повинностью или обязанностью. Однако практика показывает, что подавляющее большинство детей с радостью участвует и в ежедневных молитвах, и в чтении и обсуждении Евангелия, и в богослужении.

Единственное — мы категорически не берем в лагерь детей, которых отдают нам «на исправление». Именно с ними возникает наибольшее количество проблем. Обязательным условием для нас является добровольность участия. К сожалению, не все родители это понимают, поэтому бывают случаи, когда приходится отчислять ребенка из лагеря и отправлять домой. Обычно такие ситуации случаются с детьми старшего возраста, тринадцати-пятнадцати лет. Поэтому для старших участников мы обязательно проводим перед сменой игровую презентацию предстоящей программы. Главная задача этой презентации — познакомиться с ребятами и ознакомить ребят с программой. После презентации с одной стороны — ребята, с другой стороны — руководители взаимно принимают решение о том, поедем ли мы вместе в лагерь.

Летняя программа на основе сюжета «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса.

Летняя программа на основе сюжета «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса;
На фото — дружина Ордена единорога со своими «старейшинами»-вожатыми. Флаг дружины — серебряный единорог среди ночного мрака.
Игровой тренинг «Планета людей»
Игровой тренинг «Планета людей». Участники проходят полосу испытаний перед вступлением в Орден хранителей рыцарской чести. Испытания требуют стратегического мышления и взаимной поддержки.
Участники программы «Рыцарство»
Участники программы «Рыцарство» со своим «магистром» исполняют только что написанную ими песню.

Фото Владимира Ештокина и из архива клуба «Звезда Вифлеема»

0
0
Сохранить
Поделиться: