На вопросы читателей отвечают
психолог Григорий Павловский и священник Александр Петров.
Моим дочкам 2 и 3 года, Девчонки очень дружат, всюду ходят только вместе, но со сверстниками общаются с трудом, неохотно. Они сами одеваются и раздеваются, любят рассматривать книжки с картинками, все понимают, что я им говорю, но с нами по-человечески почти не говорят, только слоги и какое-то их чириканье друг с дружкой. Мы с мужем начинаем всерьез беспокоиться.
Психолог: Психологам известен так называемый “эффект близнецов”: близнецы обычно начинают разговаривать позже, чем другие дети. Родители приспособились их понимать, друг с дружкой они общаются без проблем, им и так вполне неплохо. С одной стороны, у Ваших детей вполне естественный малый стимул переходить на “взрослую речь”. С другой – показаться детскому психологу никогда не вредно. Если Ваши девочки по всем остальным показателям не отличаются от своих сверстников, беспокоиться не о чем. Но если есть какие-то проблемы, психолог, безусловно, увидит их и поможет Вам с ними справиться.
Священник: Все-таки, нужно учить их общаться. Конечно, сестры друг друга хорошо понимают, им больше никто не нужен, но они теряют время, которое можно использовать для того, чтобы научиться общаться с другими людьми. Родителям нужно больше разговаривать со своими детьми – конечно, очень удобно, когда они вдвоем и им никто не нужен, они сами играют. Дети заняты, и ничего плохого, как будто, не произойдет, но общение необходимо, и общение с каждым ребенком. Нужно научить их общаться, чаще бывать среди других детей, чтобы у них обязательно происходило общение. Потому что эта самодостаточность не так уж хороша – как они будут помогать другим? Они же не научатся этому. Они считают, что мир только из них двоих состоит, и помогать можно только друг другу, а про остальных забывают. Нужно, чтобы они учились помогать другим, разговаривать, общаться. Родители должны расширять их круг общения. Водить в воскресную школу, в гости, где есть дети, придумывать игры, где без общения не обойтись. Иногда, может быть, полезно их разъединять, по одной куда-то водить, где они просто вынуждены будут общаться. Есть опасность, что они могут прийти к какой-то самодостаточности, и не будут замечать вокруг себя других людей и их проблем. И вырастут дети наполовину эгоистами.
Психолог: Ваши опасения вполне понятны. С Леной стоит поговорить и объяснить, что братик – не игрушка, не живой кукленок, а пусть маленький, но мальчик. Если она хочет, чтобы братик вырос и стал настоящим мужчиной, к которому всегда можно обратиться за поддержкой, за помощью, то пусть уже сейчас предусматривает для братика роль, более соответствующую мужскому характеру. В крайнем случае, он может быть принцем, а роль принцессы-малютки с успехом сыграет кукла.
Священник: Конечно, такая ситуация может во многом повредить. Девочки не понимают, что брат должен быть мальчиком – для них он просто удобная живая игрушка. Они не могут воспринимать его как мальчика и находить для него соответствующие роли – у них свои девчачьи интересы. Запретить им играть вместе нельзя, но нужно контролировать и ограничивать такого рода игры, где он выступает в совершенно несвойственной для мальчика роли. Это может привести к очень тяжелым последствиям для него. Пребывание в девчоночьем обществе должно быть, конечно, ограничено какой-то необходимостью. С другой стороны, ему можно найти друзей его возраста, или чуть постарше, чтобы он тоже мог играть и понимать, что он, прежде всего – мальчик. Родители должны внимательно поговорить со старшей дочерью, и эти игры ни в коем случае не поощрять.