Вопрос читателя:

Скажите, пожалуйста, в период послеапостольский была ли практика предания людей верующих сатане, как делал это апостол Павел?

Елена

Ответ священника:

Здравствуйте, Елена.

Разные толкователи по-разному толкуют эти слова святого апостола Павла (1Кор. 5:4-5). Поэтому приведу здесь сводный текст А. П. Лопухина, который пишет следующее:

«Предать сатане. Это выражение встречается только еще в 1 Тим. (1:20). Одни толкователи видят в этом выражении обозначение простого отлучения от Церкви, но это толкование не обращает внимания на выражения: силою Господа… и во измождение плоти. Кроме того, упоминаемые в 1 Тим. лжеучители Именей и Филат были преданы сатане для того, чтобы научились не богохульствовать. Но разве отлучение от Церкви заставило бы их прекратить свои богохульства?! Другие, обращая внимание на выражение: во измождение плоти, видят в настоящем случае предание преступника сатане, для того чтобы этот последний, по свойственной ему злобе и жестокости, мучил грешника, при чем одни предполагают, что это предание сатане было тесно связано с отлучением, другие же не видят нужды делать такое предположение. Это последнее мнение нужно признать наиболее вероятным. Сатане в Св. Писании очень часто приписывается власть причинять людям физическое зло (напр. история Иова; Лк. 13:16; 2 Кор. 12:7). Он пылает такою злобою к людям, что в благоприятном случае всегда нападает на них, мучит их, не разбирая, грешники ли это перед ним или праведники. Он не понимает даже, вредно это или полезно будет для его власти над миром… Наконец, телесные страдания, какие грешник должен был претерпеть от диавола (болезнь), должны были заставить его придти в себя и раскаяться».

То есть, если считать предание сатане разновидностью отлучения, то различные практики церковной дисциплины, развившиеся из практики отлучения, переросли в целую науку церковного права, в которой за разные грехи назначаются различные наказания.

Если же считать предание сатане не связанным с отлучением, то здесь можно увидеть констатацию того простого факта, что диавол мучает каждого грешника, особенно продолжающего грешить. И в такой ситуации предание сатане есть предание человека власти греха и его тяжких последствий.

Официально сатане никто никого в Церкви в послеапостольские времена не предавал и не предает до сих пор, но каждый грешник с тех времен до наших дней продолжает предавать себя диаволу самостоятельно. И, возможно, стоит почаще вспоминать об этом факте.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
8
Сохранить
Поделиться: