Вопрос читателя:
Добрый день! Батюшка, подскажите, пожалуйста, правда ли, что всё, что говорит на исповеди священник - говорит Сам Господь?
Юлия
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Юлия! Встретить священника, всякое слово которого с амвона есть слово Божие, было бы, наверное, интересно, но страшновато. Только у католиков есть учение о том, что всякое заключение Папы Римского «при исполнении» является непогрешимым. Православие, оставаясь христианством духовно трезвым, категорически не согласно с таким учением даже в отношении предстоятеля крупнейшей христианской конфессии.
Потому что христианство, в отличие от сект, не уничтожает уникальной личности человека. И свет слова Божия проникает в умы верующих, преломляясь в индивидуальности каждого проповедника. Это именно так, возможно, для того, чтобы каждый человек, также отягощённый значительным своеобразием собственной личности, мог бы найти именно того проповедника, на призыв которого ко Христу откликается его душа. Поэтому одним нравятся проповеди одного священника, а другим — другого.
Самая большая опасность — самому проповеднику поверить в то, что его устами всегда говорит Сам Господь. Это признак духовной прелести. Такие, порой весьма харизматичные, проповедники легко убеждают в этом восторженную часть паствы и начинают вести верующих не ко Христу, а только к себе самим. Здесь личная духовная беда проповедника становится проблемой церкви и опасностью для духовных чад прельщенного.
Каждый проповедник, конечно, стремится передать слушателям слово Божие максимально понятным, живым и действенным, но при этом в нормальном духовном состоянии никогда не дерзнет приписать себе успех проповеди или подумать, что он какой-то особенный. Оставаться духовно трезвым, прежде всего, в отношении самого себя обязательная часть духовной жизни каждого священника и проповедника.