Вопрос читателя:
Здравствуйте! Правда ли, что грифон — это древний символ Христа? Не могу найти информацию об этом, хотелось бы почитать. Благодарю за ответ!
Виктория
Ответ священника:
Здравствуйте, Виктория!
Грифон — древний дохристианский символ. Их можно увидеть на критских фресках позднеминойского периода и этрусских вазах IV века до Р.Х. В Античности они стали символами богини Немезиды. Первое упоминание о них в античной литературе относится к VII веку до Р.Х. Однако также грифонов можно встретить на внешних стенах древних русских храмов, в частности, домонгольского периода. Например, на знаменитом храме Покрова на Нерли изображён грифон, несущий лань. А сейчас грифон стал символом Нового Херсонеса.
В Ветхом Завете упоминаний о грифонах нет. Попытки истолковать так бородатого грифа из Лев. 11:13 и Втор. 14:12 считаются современными учеными неточными. Иногда также пытаются истолковать как грифонов четвертого десятирогого зверя из книги пророка Даниила (Дан. 7:24) и крылатых львов из Апокалипсиса (Откр. 4:6-8).
Налицо стремление переосмыслить и воцерковить древний символ. Начало этому положил Исидор Севильский, который так писал о них: «Грифы, так называются оттого, что это животные как бы пернатые и четвероногие. Это род диких животных, обитающих в Гиперборейских горах, всем туловищем — львам, а крыльями и ликом они подобны орлам и крайне враждебны к лошадям».
Также Исидор Севильский пишет в «Этимологиях»: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения возносится на небо». Именно отсюда, видимо, берет начало толкование грифона как образа Христа. Хотя это толкование нельзя назвать окончательным и общепринятым. Так, в одном из средневековых итальянских бестиариев грифон назван демоническим образом.
Окончательно связал грифона с христианством Данте, который впрягает грифона в триумфальную колесницу в «Божественной комедии». В XXIX песне «Чистилища» Данте грезится триумфальная колесница, запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная — белая с алым, дабы, согласно комментаторам, обозначить человеческую природу Христа [Стихи эти напоминают описание Жениха в «Песне Песней» (5:10-II): «Возлюбленный мой бел и румян... голова его — чистое золото»]. (Белое, смешанное с красным, дает цвет плоти.) Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который одновременно священнослужитель и царь.
На сайте же Крымской митрополии, поясняющем почему грифон стал символом Нового Херсонеса, читаем: «В христианской традиции грифон воплощает двойственную природу Христа: божественное (орел) и человеческое (лев). Орел летит высоко в небеса, достигая божественных высот, тогда как лев олицетворяет силу на земле. Становится мостом между небесным и земным.
Средневековое искусство очень часто использовало образ грифона для украшения храмов и соборов. Эти скульптуры не просто украшали здания, но также служили напоминанием о важности защиты веры от внешних угроз».
Таким образом, мы можем наблюдать уникальный культурный процесс христианизации древнего символа, который ещё не завершился и происходит на наших глазах. В связи с этим хочется напомнить, что явление естественно для Церкви, а символы наполняем смыслами мы сами, ставя их на службу нашему мировоззрению.