Вопрос читателя:

Здравствуйте! Правда ли, что грифон — это древний символ Христа? Не могу найти информацию об этом, хотелось бы почитать. Благодарю за ответ!

Виктория

Ответ священника:

Здравствуйте, Виктория!

Грифон — древний дохристианский символ. Их можно увидеть на критских фресках позднеминойского периода и этрусских вазах IV века до Р.Х. В Античности они стали символами богини Немезиды. Первое упоминание о них в античной литературе относится к VII веку до Р.Х. Однако также грифонов можно встретить на внешних стенах древних русских храмов, в частности, домонгольского периода. Например, на знаменитом храме Покрова на Нерли изображён грифон, несущий лань. А сейчас грифон стал символом Нового Херсонеса.

В Ветхом Завете упоминаний о грифонах нет. Попытки истолковать так бородатого грифа из Лев. 11:13 и Втор. 14:12 считаются современными учеными неточными. Иногда также пытаются истолковать как грифонов четвертого десятирогого зверя из книги пророка Даниила (Дан. 7:24) и крылатых львов из Апокалипсиса (Откр. 4:6-8).

Правда ли, что грифон — это древний символ Христа?
Грифон на иллюстрации Вацлава Холлара, XVII в. Общественное достояние. Wikipedia

Налицо стремление переосмыслить и воцерковить древний символ. Начало этому положил Исидор Севильский, который так писал о них: «Грифы, так называются оттого, что это животные как бы пернатые и четвероногие. Это род диких животных, обитающих в Гиперборейских горах, всем туловищем — львам, а крыльями и ликом они подобны орлам и крайне враждебны к лошадям».

Также Исидор Севильский пишет в «Этимологиях»: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения возносится на небо». Именно отсюда, видимо, берет начало толкование грифона как образа Христа. Хотя это толкование нельзя назвать окончательным и общепринятым. Так, в одном из средневековых итальянских бестиариев грифон назван демоническим образом.

Окончательно связал грифона с христианством Данте, который впрягает грифона в триумфальную колесницу в «Божественной комедии». В XXIX песне «Чистилища» Данте грезится триумфальная колесница, запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная — белая с алым, дабы, согласно комментаторам, обозначить человеческую природу Христа [Стихи эти напоминают описание Жениха в «Песне Песней» (5:10-II): «Возлюбленный мой бел и румян... голова его — чистое золото»]. (Белое, смешанное с красным, дает цвет плоти.) Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который одновременно священнослужитель и царь.

На сайте же Крымской митрополии, поясняющем почему грифон стал символом Нового Херсонеса, читаем: «В христианской традиции грифон воплощает двойственную природу Христа: божественное (орел) и человеческое (лев). Орел летит высоко в небеса, достигая божественных высот, тогда как лев олицетворяет силу на земле. Становится мостом между небесным и земным.

Средневековое искусство очень часто использовало образ грифона для украшения храмов и соборов. Эти скульптуры не просто украшали здания, но также служили напоминанием о важности защиты веры от внешних угроз».

Таким образом, мы можем наблюдать уникальный культурный процесс христианизации древнего символа, который ещё не завершился и происходит на наших глазах. В связи с этим хочется напомнить, что явление естественно для Церкви, а символы наполняем смыслами мы сами, ставя их на службу нашему мировоззрению.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
1
Сохранить
Поделиться: