Вопрос читателя:
Правда ли, что дети до 7 лет безгрешны? И если умрет ребенок младше 7 лет, он попадет в рай?
Гриша
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Гриша, Вы задали очень интересный вопрос, спасибо! Для начала отвечу на него кратко: нет, безгрешных людей нет со времен грехопадения Адама. Если же рассматривать этот вопрос подробно, то надо понимать, что состояние греховности присуще всем людям с рождения. Как следствие грехопадения Адама люди стали смертными и по смерти все без исключения попадали в ад. По поводу ада у нас на портале есть материал.
Крещение смывает с человека грех Адама, так называемый первородный грех. Врата для такого человека открыты, но насильно туда никого не привлекают. Жить с Богом или нет, грешить или освящаться Божией благодатью — зависит от самого человека.
Конечно же, ребенок, в силу своего ограниченного осознания добра и зла, не вполне ответственен за многие из своих поступков. Но по мере взросления возникает и ответственность. У каждого ребенка она наступает в разное время и, бывает, что один трехлетний ребенок сам желает пойти на исповедь, чтобы покаяться в своих детских грехах, а бывает, что и восьмилетний ребенок ну совсем не осознает то, что некоторые из его поступков греховны.
Но семилетний возраст — это некая граница, когда ребенок уже способен дать оценку своим действиям и покаяться за совершенные грехи. Поэтому традиционно в этом возрасте исповедь для ребенка считается обязательной, хотя исповедовать детей можно и до наступления семилетия.
В случае смерти ребенка до наступления семи лет Церковь совершает особый чин погребения (Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения), осознавая, что ребенок в таком возрасте не вполне ответственен за совершенные грехи, потому что не научился отличать добрые от греховных поступков в полной мере. Но после погребения младенцы поминаются на богослужениях наравне со всеми и там уже мы просим о прощении их вольных и невольных грехов.
Так что нет никакой такой четкой семилетней границы, до которой каждый человек имеет право на спасение. Ни у кого нет такого права, ведь спасение души — дар Божий человечеству, который еще нужно захотеть принять и суметь это сделать. Детям, чья душа несравнимо чище, чем у нас, взрослых, это сделать намного легче, но каждый человек индивидуален и каждый спасается не по шаблонному правилу, а по мере того, насколько его душа желает и способна быть с Богом.
Поэтому каждого ребенка следует воспитывать в вере и благочестии, даже если и нет уверенности, что он проживет больше младенчества. И молиться тоже необходимо о каждом почившем младенце, ведь его посмертная участь для нас является тайной.