Однажды на уроке истории ученик поставил меня в тупик вопросом, правда ли, что Наполеон Бонапарт чуть было не нанялся на русскую службу. Я, честно говоря, про это услышал в первый раз, и сам пришёл в восторг, узнав, что это реальный исторический факт. В 1787 году лейтенант Наполеон обратился к российскому генералу И.А. Заборовскому, набиравшему добровольцев во Франции, с просьбой принять его в русскую армию. Единственным препятствием стало правило понижения в чине. Для честолюбивого французского офицера это было недопустимо. Из этого детского вопроса я вывел целую лекцию о том, как сильно изменился бы ход истории, если бы генерал Заборовский сделал исключение для юного лейтенанта-артиллериста. И дети бурно обсуждали это.

«Правда, что Наполеон чуть не нанялся на русскую службу?» — почему учитель не побоялся сорвать урок, чтобы ответить на этот вопрос
Наполеон Бонапарт в молодости

Да, урок был прерван. Да, вопрос спровоцировал смех и бурное обсуждение. Да, в итоге я успел не всё, что хотел. Но разве уклоняться от ответа – лучше? Тем более, игнорировать или откладывать на потом. Будет ли это «потом»? В конце урока редко остаётся время для обсуждения. Стоит ли заставлять ученика молчать, чтобы не прерывать монолог? Едва ли. Если, конечно, ваша цель – научить, а не навести тишину. С похожей проблемой я периодически сталкиваюсь на экскурсиях. Некоторые гиды с самого начала прогулки ставили жёсткое условие: вопросы только после окончания экскурсии. Не хочу обижать никого, но сам я услугами таких экскурсоводов предпочитал больше не пользовался.

Детям и подросткам свойственна активность. Любознательный маленький человек познаёт мир. С ним всегда рядом его спутники: «Как и почему, кто, что, когда и где». Если в ответ он слышит только: «Не мешай, замолчи», то куда денется этот живой, искренний интерес? Угаснет. Зачахнет. Допустимо ли это?

Детские вопросы… Как часто они ставят в тупик даже опытного педагога, заставляют взглянуть на привычный вопрос с совсем другого ракурса! Как часто стройное течение урока прерывает неожиданная реплика с задней парты.

Если говорить об учебных играх, то тут без шумового фона не обойтись. Ребята учатся общаться, работать в команде, решают нестандартные задачи.

Вот, ролевая игра «Княжества». Моя разработка на основе настольных игр. Ребята делятся на княжества. Кто-то новгородцы, кто-то – киевляне. В каждой команде есть князь, бояре, воевода. За отдельной партой выделено место для переговоров. Каждая команда получает задание: найти выход из кризиса, предотвратить войну, заключить союз. Все ситуации взяты из реальной истории. И – понеслось. Кто-то горячится, доказывая свою правоту. Кто-то дерзит великому князю. Звучат разные выражения, в том числе, резкие. Ничего не поделаешь. Игра – отражение жизни.

«Правда, что Наполеон чуть не нанялся на русскую службу?» — почему учитель не побоялся сорвать урок, чтобы ответить на этот вопрос

Мне пару раз доводилось видеть, как учёные и журналисты проводят мозговой штурм. Поверьте, гвалт при этом стоит, как в школьном коридоре на перемене. Но какие же классные идеи при этом рождаются на свет! На совещании, где царит идеальный порядок, этого добиться просто невозможно. Так же и в школе.

Учитель, безусловно, должен выступать арбитром, следить за соблюдением правил, не допускать взаимных оскорблений (тем более – нецензурных выражений). И, конечно же, если шум мешает работе коллег в соседних кабинетах, то игру лучше свернуть или перенести. Но держать под контролем каждое слово, сказанное детьми, невозможно. Да и не нужно.

Должен ли учитель бороться с шумом на уроке, добиваться тишины в классе? Безусловно! Однако тишина не должна становиться самоцелью. Процесс обучения сложен, путь к знаниям тернист. Ни математику, ни физику, ни историю невозможно изучать в полной тишине. Впрочем, о каверзных вопросах на уроках истории мы ещё поговорим.

Ваш,
Дмитрий Ермаков ,
учитель истории в московской школе

1
0
Сохранить
Поделиться: