Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

Читайте в № 12 (92):

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»Рубрика «Письма» на этот раз посвящена чудесам:

«Чудище

В молитве Оптинских старцев есть очень дорогие для меня слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесет мне наступающий день». Долгое время я воспринимал их только как таблетку от грядущих огорчений. И не сразу обратил внимание на маленькое словечко «всё». Оно здесь неслучайно. То есть, со спокойным сердцем надо встречать не только плохое, но и хорошее. Чрезмерная радость для христианина, оказывается, ничуть не более полезна, чем чрезмерная печаль.

Как только я это понял, из моей жизни тут же исчезли чудеса. А раньше их было много.

«Это просто чудо!» — восклицал я с восторгом, когда вопреки пробкам приезжал вовремя. Или когда на экзамене вытаскивал единственный готовый билет. Или когда утром шел дождь и шашлыки в лесу уже вот-вот приходилось отменять, но вдруг погода менялась, и выходило солнце. При этом не меньшим чудом представлялось и то, как четыре монахини возродили монастырь буквально из руин. Как тяжелая болезнь отступила от безнадежного больного. Как у супругов после двадцати лет брака вдруг открылось второе дыхание, и семья на грани распада окрепла и зажила новой жизнью.

Как видно, были чудеса и чудеса. Считать их таковыми заставляло излишне восторженное восприятие мира. Но когда я перестал встречать все хорошее чересчур пылко, прекратились и те, и другие. В том смысле, что больше они не были чудом. Они стали просто удивительными событиями и, в сущности, никуда не делись, продолжали случаться. Но тут ведь важна не столько сама реальность, сколько наша рефлексия о ней.

Что теперь для меня чудо? С чем связывать удачу на экзамене? Как объяснить исцеление безнадежного больного? На эти вопросы у меня больше нет ответа. Я верю, что со временем обязательно найду новое понимание чуда. Но для начала нужно отделаться от старого — когда чудом становилось все подряд. Постоянные чудеса — ноша, по моим ощущениям, непосильная для человека. Ведь не восторгаться ими — не получится, мы же все живые люди. Но нам неслучайно заповедано «с душевным спокойствием встречать всё, что принесет наступающий день». Иначе легко запутаться, и жизнь рискует превратиться в одно слишком большое чудо. В чудище.

Константин, 24 года, Москва»

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

ВНИМАНИЕ: в январский номер мы готовим «Рождественские письма». Что мы подразумеваем под «письмом»? — можно понять на примере октябрьского и ноябрьского номеров. Ждем ваших историй по адресу otklik@foma.ru

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

Колонка главного редактора

«…Находясь в поиске, в том числе духовном, мы смотрим на людей, которые на этом пути уже продвинулись, чего-то, с нашей точки зрения, достигли, — как студент в институте слушает своего любимого преподавателя и думает: «И я хочу знать столько же». Этот студент хочет пройти тем же путем: читать те же книги, ездить на те же конференции. Но всегда остается опасность разочароваться в человеке, если он окажется не таким, как вы его себе представляли. Точно так же и в Церкви можно встретить недостойного священника, грубого мирянина и т. д. Но тут есть важный момент. Даже если священник кажется недостойным, то Таинства, им совершаемые, все равно действительны, потому что Таинство совершает Бог. И именно поэтому еще в первые века христианской Церкви прозвучали слова о том, что грехи людей влияют не на истину Церкви, а только на ее авторитет. Эта максима абсолютно верна на все времена церковной жизни. А авторитет Церкви формируется поведением людей, называющих себя верующими», — рассуждает Владимир Легойда в колонке главного редактора «Уйти нельзя остаться».

Интервью номера

Замолчанная история, или Зачем школьнику «Архипелаг ГУЛАГ»

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

В конце октября вышла в свет версия «Архипелага ГУЛАГа», сокращенная специально для школьной программы более чем в четыре раза. Приказ министра образования о включении этого произведения Солженицына в курс литературы для 11 класса был подписан в сентябре прошлого года. О том, можно ли назвать вышедший вариант произведения «адаптированным», как этот вариант готовился и что может почерпнуть современный школьник в книге, мы беседуем с Наталией Солженицыной, вдовой Александра Исаевича и составителем сокращенной версии «Архипелага ГУЛАГа»:

«—…Есть те, кому просто жалко детей, и так, мол, в школе слишком много информации. Они не то что б против этой книги, просто — ну куда еще? Таким людям я должна сказать, что они могут совершенно не волноваться.

— Почему?

— Волноваться надо совсем по другому поводу. Литературу в школе убивают, она фактически уже убита. И поэтому никакой дополнительной нагрузки тем детям и тем родителям, которые хотят ее избежать, не будет. У учителей литературы сегодня нет никакой возможности и никаких рычагов, чтобы заставить что-либо читать. Так что эта книга — просто помощь тем, кто хочет прочесть. А кто не захочет…

Вообще — плачьте те, кто любит литературу, кто хочет, чтобы их дети хоть что-то знали. Не волнуйтесь вы об «Архипелаге», они и Толстого не будут читать, и ничего, что есть в программе, не будут читать, потому что сочинение отменено. Это значит, читать что-либо целиком нет никакой необходимости. Отметки, которые ставит учитель, это просто крючочки на бумаге, они никуда не идут. Есть только ЕГЭ по русскому и математике, а ЕГЭ по литературе (что само по себе кошмар!) только для тех вузов, которые сами его требуют».

Тема номера: Воцерковление: техника духовной безопасности

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

Для того чтобы стать по-настоящему церковным человеком, недостаточно просто перешагнуть порог храма. Недостаточно вычитывать утром и вечером все положенные молитвы по молитвослову и строго выполнять предписания, связанные с соблюдением предписанных постных дней. Есть нечто еще более важное. Потому что путь к Богу — это прежде всего путь возрастания в любви. И, стремясь к истинному воцерковлению, важно не забыть об этой наиважнейшей истине Православия. А потому следует с особым вниманием отнестись к своим ученикам: Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф 10:16).

Эти слова актуальны для каждого, приходящего к Церкви. Важно вовремя распознать сектантские устремления, порой формально облеченные в «церковные одежды». Необходимо правильно выбирать духовника. Нужно уметь сочетать разумное послушание с дарованной Богом личной свободой и ответственностью за свою жизнь, которые никому невозможно передоверить.

Какими должны быть первые шаги человека, приходящего ко Христу? Как уберечься от ошибок в воцерковлении? Об этом наша сегодняшняя Тема номера.

Редакция

***

«…— А если духовник откровенно ломает человеческую волю, пытается не учить, а приказывать?

— Тогда это не духовник. Что тут говорить, ведь все сказано в Евангелии. Посмотрите, как действовал Спаситель, как действовали апостолы. Так должен действовать и духовник. А если он не поступает по Писанию, не следует евангельским заповедям, и пытается принуждать… как он может тогда быть духовным учителем христианина?

Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность»,

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

— на вопросы «Фомы» о выборе священника и духовничестве ответил один из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинский старец Илий (Ноздрин) — в интервью «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может».

***

В продолжение Темы мы предлагаем вниманию читателя «Пять правил: Как выбирать духовника и приход», которые, надеемся, помогут избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту:

«… Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие — это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы».

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

***

И в завершении Темы, протоиерей Максим Первозванский делится своим взглядом на проблему в материале «Наука согласия»:

«…Стоит несколько раз побывать на исповеди и попытаться пообщаться со священником помимо нее. Нужно помнить и то, что к Богу разные духовники ведут разными путями. Два очень грамотных священника могут предложить вам разные советы. Как при плохом самочувствии один врач пропишет вам антибиотики,  а другой предложит консервативное лечение. Это не страшно — иногда человеку легче выбрать, исповедовавшись у нескольких священников,  определив, к кому больше лежит сердце. Но нужно избегать и крайностей: не бросаться головой в омут, следуя без разбора всем указаниям, но и не вставать в позицию выбора в магазине, где рассматривают упаковки с продуктами».

В разделе «Вера»

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

«Начался рождественский пост — особые для каждого христианина дни, в которые мы обращаем взгляд к истокам нашей веры. Это время, когда вновь с особой глубиной мы осмысливаем события, произошедшие две тысячи лет назад, и когда мы пытаемся еще раз ответить себе на вопросы, кажущиеся на первый взгляд простыми: что значит слово «вера», что имеем мы в виду, когда говорим «Я верю»?» — размышляет Сергей Худиев.

***

В рубрике «Новомученики»

В статье «И я всем, всем прощаю» игумен Дамаскин (Орловский) поведал о жизни и кончине священномученика Михаила (Богородицкого):

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

Протоиерей Михаил с супругой Марией Федоровной, матерью супруги Анной Абрамовной и детьми. 1926 год

«…После ареста священника к нему в дом пришли обновленцы и стали уговаривать его супругу, чтобы она пошла к мужу в тюрьму просить его перейти в «Живую церковь», и тогда, уверяли обновленцы, близко знавшиеся с ОГПУ, он будет освобожден. Мария Федоровна расплакалась: она, конечно, желала освобождения мужа, но знала, что он никогда не согласится с таким предложением, и, в конце концов, заявила пришедшим, что если она с этим предложением придет к мужу в тюрьму, то он прогонит ее, и она навсегда потеряет его уважение».

***

Также советуем прочитать совершенно необыкновенный по стилистике очерк «Проповедь» ныне почившего протоиерея Георгия Сучкова:

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

«Что это?

Куда идут эти люди?

Почему они все молчат?

Даже всегда шумные дети молча сидят на руках у матерей или идут рядом. Только шум от движения ног и шелест одежды слышится от этих необычных людей.

Как странно…»

***

«Почему Ветхий Завет запрещает есть свинину?», «Что делать, если соседка наводит порчу на нашу семью?» — на эти и другие «Простые вопросы» читателей мы стараемся ответить в одноименной рубрике.

В разделе «Люди»

«Мы часто употребляем выражение «Богом забытое место». Но я верю, что у Бога — ничто не забыто. Просто важно, чтобы те или иные места не были забыты еще и людьми.Поэтому мы изо всех сил стараемся, чтобы он жил. И чем больше я смотрю на Старицкий монастырь, тем больше понимаю: у нас на глазах, постепенно он превращается в центр притяжения для всех окрестных жителей. Я хорошо помню, как в первые наши приезды сюда неоднократно слышал вслед от местных жителей:  «Вот им делать нечего, решили руины перекрашивать. Лучше бы эти деньги отдали нам». Прошло десять лет — больше так никто не говорит».

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

О том, как он открыл для себя Старицкий-Святоуспенский монастырь в Тверской области и как это изменило жизнь всей его семьи — рассказывает министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко в материале «Прийти в храм помолчать».

***

О детях, ищущих маму и папу — в рубрике «У Вас будет ребенок».

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

***

Почему наших автомобилистов трудно отучить водить в нетрезвом виде, как образуются пробки и зачем участникам дорожного движения своя молитва — об этом накануне 21 ноября, Дня памяти жертв ДТП, мы побеседовали с начальником Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктором Николаевичем Кирьяновым в интервью «Чтобы дорога человеческой жизни не оборвалась»:

«… — Есть даже специальная молитва для автомобилистов. Зачем, по-Вашему, она нужна?

— С помощью молитвы человек может совершенно по-другому посмотреть на происходящее вокруг. Любой из нас сегодня постоянно переживает какие-то стрессы, связанные с разными сторонами жизни. А тут вдруг еще пробка, парковка или авария. Конечно, это может «взорвать» человека, сделать его агрессивным, раздражительным, грубым. Хочется верить, что молитва поможет не потерять самообладания, не озлобиться, поможет человеку и перед выездом на дорогу, и в трудную минуту в пути проявить терпение, взаимопонимание, сострадание. Скажем, хотя бы не станет водитель по головам пробку объезжать, создавая нервозную обстановку себе и окружающим, — уже хорошо…»

***

4 ноября, в День народного единства, и 7 ноября, в годовщину революции, в Москве прошли панихиды в память о всех жертвах гражданских междоусобиц XX века.

Ноябрьские праздники в России стали традиционным временем, когда люди самых различных взглядов спешат еще раз заявить о своей позиции. Тем актуальнее в эти дни стал церковный призыв к примирению и единству вокруг памяти всех пострадавших в годы социальных катаклизмов.

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

Об этом — заметка Алексея Соколова «Нет у революции конца?»

***

В мае 2010 года в притворе храма св. мц. Татьяны прошла выставка фотошколы «Позитив», действующей при факультете журналистики Российского православного института св. Иоанна Богослова. На выставке были представлены работы выпускников курса «Мастер документальной фотографии».

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

Это несколько фотоисторий о буднях, трудах, увлечениях самых разных верующих людей. В сентябрьском номере за этот год мы публиковали три истории, посвященные учителям. А в ноябре, в материале «Люди в кадре» мы решили представить еще три фотозарисовки — о редакторе, священнике, телекорреспонденте.

***

«…Больше всего ругани доставалось мужу Валентины Дмитриевны. В моменты размолвок он, как и полагается, тут же узнавал от супруги, когда и как «сдохнет». Впрочем, это по-прежнему были метафоры. Он умер первым — от старости. Когда скончалась сама Валентина Дмитриевна, кто-то из семейных остряков заметил: «Она и там будет мужем командовать»…

Мысли об этом «там» не оставляли меня на поминках тети Гали. Как они там встретятся с мужем?..»

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

— делится «Личным» Константин Мацан в рассказе «Там».

***

Каково живется финскому православному фотографу болгарского происхождения, который к тому же пишет сказки? Раскрыть это мы попытались в публикации «Собиратель миров», предварительно выведав разгадку у Марина Ангела Лазарова:

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

«…Но вообще о своей семейной жизни Марин рассказывает неохотно. «Ты не обижайся, — поясняет он, — просто мы в Финляндии не привыкли говорить о своих семьях, это очень личные вещи. Вообще же в финской семье самое главное — это скромность, забота о других. Но для вас, русских, будет очень странно, что мы мало разговариваем друг с другом. Бывает, я за неделю могу сказать жене всего два-три слова, помимо какого-то чисто бытового общения. Мы, финны, вообще очень тщательно взвешиваем свои слова, у нас есть пословица: слово как золото, не разбрасывай его попусту. В России же — я не хочу критиковать, но это правда! — все болтают, начиная с политиков и кончая обычными людьми в кухонных посиделках. Первые два года я был просто в шоке от того, что так можно жить. В Болгарии-то все болтают, как и в России, а вот финны, особенно если смотреть со стороны, выглядят довольно мрачными людьми».

В разделе Культура

В рубрике «Кинотеатр»

«Война» — это ключ к пониманию не только истории, но это ключ к самопознанию», — утверждает генеральный продюсер и автор идеи фильма «Брестская крепость». Почему он так думает? Почему упоминает о Победе как о национальной идее, хотя и Победа, и национальная идея многими воспринимаются в штыки? И что с нами происходит, если мы стыдимся говорить о патриотизме? Об этом — в интервью «Крепость Игоря Угольникова»:

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

«…Самым поразительным, наверное, оказался последний день съемок, 14 октября, Покров. Нам нужно было снимать финал картины и начало, для финала нужен был снег. Ну откуда там, в Бресте, снег в это время… Мы думали о компьютерной графике. И вот я просыпаюсь в шесть утра, иду по нашей гостинице, а мне навстречу идут наши ребята-каскадеры, пьяные, и плачут. Я говорю: «Мужики, вы что плачете?» Сразу мысли: не дай Бог, что-то случилось! А они мне: «Ты в окно посмотри». Смотрю… Десять сантиметров снега. Мы сняли эпизод, и к двум часам дня все растаяло. Снега потом не было месяц».

***

«Фома» решил представить своему читателю выдержки из дневниковых заметок художника Александра Шевченко. Однажды он перебрался из столицы в провинцию и стал писать об этом.

Нет, он вовсе не рассказывает в дневнике о том, как смешивает охру с марсом, и к чему добавляет зеленый кобальт. Не пишет, как пробует работать сразу на трех холстах, или как своими зарисовками скачущих спортсменов оправдывает присутствие по приглашению на теннисном корте. Он лишь говорит о том, что наблюдает и как понимает все это.

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

«Собаки брешут не унимаясь на соседей, работающих на своем участке. Из окна видно, как те копают в глубоком снегу длинные извилистые траншеи, пробиваясь к нашему забору. Мы гадаем — к чему бы это? За два года они ни разу не заглядывали в эту часть сада. Малину задушила крапива, а у брошенных без присмотра яблонь обломились сучья под тяжестью неубранных яблок.

— Может, кормушки для птиц хотят повесить, — наудачу предполагает теща.

— Сомневаюсь, что они своего пса каждый день кормят.

— Тогда дрова поближе к дому положить…

— Дрова у них в подклет свалены. Ближе некуда.

Вышел загнать не на шутку разошедшихся собак. Роют уже вдоль забора.

Поздоровался и, не сдержав любопытства, поинтересовался, что будет.

— Лабиринт! — Ответил сосед и посмотрел на меня со значением.

— Шутите?

— Пока из снега, а если оправдает себя, то из камня выложим.

— То есть?.. А как вообще может себя оправдать лабиринт? — спросил я, представив небольшую очередь желающих за умеренную плату побродить по соседскому огороду. <…> ».

***

В рубрике «Галерея»

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

« Если ты можешь рядом поставить свою работу и она не оскорбляет икону, то значит, ничего работа. В противном случае — лучше убрать свою подальше.

В искусстве важна не форма, просто произведение должно настраивать на молитву. В этом смысле скульптура как жанр — в невыгодном положении. Молитва требует спокойного и созерцательного отношения, статики, а скульптура вводит элемент беспокойства. Она трехмерна, ее хочется обойти, рассмотреть, и с молитвой она все-таки несовместима.

Как же быть? Для меня сделать скульптуру, которая настраивала бы человека на молитву, — большая и важная задача, может быть, даже и недостижимая. Но к этому нужно стремиться, и, двигаясь в этом направлении, глядишь, может, и сделаешь что-то стоящее», — признается скульптор Александр Смирнов в статье «Религиозный реализм против художественного терроризма».

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

***

«Я работаю в издательстве Белорусского экзархата с самого его основания, то есть с 1998 года, — рассказывает его исполнительный директор Владимир Всеволодович Грозов в материале «Кровеносная система для духовной книги». — На эту работу меня благословил покойный ныне архимандрит Иоанн (Крестьянкин). “Деточка, — сказал он мне тогда, — это апостольская деятельность!” Я возразил: “Ну что вы, батюшка? Какая там апостольская? Издали книгу, продали, новую издали…” — “Нет, — возразил старец, — это апостольские труды, и будет очень серьезная духовная брань”. Так и вышло. Очень непросто было понять, что духовную книгу можно издавать, только если чисто твое сердце, если ты со смирением воспринимаешь всё, что случается. А случалось много разного, были серьезные искушения».

***

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

В рубрике «Коротко»

«Притчи

Один человек шел со своим другом, приехавшим из деревни, по людной городской улице. Внезапно провинциал воскликнул:

— Я слышу кузнечика!

— Ты с ума сошел, — ответил столичный житель, окинув взором переполненную людьми в час пик центральную улицу города.

Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.

— Но я все же слышу кузнечика, — настаивал друг.

Он подошел к цветочной клумбе, разбитой перед многоэтажным зданием какого-то учреждения, нагнулся, раздвинул листья растений. Там действительно сидел и стрекотал маленький кузнечик.

— У тебя, должно быть, феноменальный слух! — удивился горожанин.

— Да нет — самый обыкновенный.

— В это невозможно поверить!

— Тогда смотри, — сказал ему друг и высыпал на тротуар пригорошню монет.

Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.

— Видишь, — сказал сельский мудрец, — все зависит от того, на что ты настроен».

Поступил в продажу декабрьский номер журнала «Фома»

В рубрике Эпилог

телепродюсер, журналист Борис Корчевников

высказался по декабрьскому номеру:

Держи ум во аде и не отчаивайся

Есть два голоса в этом номере «Фомы», они проговаривают поразительный процесс. Процесс, ради которого, наверно, моя страна так прожила ушедший век. Этот процесс называется «покаяние». Перемена ума.

Министр Христенко (с. 38) и Наталия Солженицына (с. 10) ведь про него говорят.

…Я был в Старицком монастыре и видел размах восстановительных (честнее — воссоздательных) работ, затеянных Виктором Борисовичем, слышал тот ропот местных, о котором говорит министр: «Лучше б на эти деньги дома новые людям построили». Но кричащим символом видится и в этих словах, и в возрождении почти сгинувшего монастыря другое:  в Старице родился, постригся в монахи, стал игуменом этой обители и умер в ней же — первый Патриарх Московский и Всея Руси Иов. Этому святителю случилось быть героем первой русской революции 1605 года — когда ослепшая вмиг страна присягнула самозванцу Лжедмитрию I и этим вогнала себя в почти десятилетие смуты. Патриарха тогда унизительно низвергнут, но скоро, протрезвев, народ, принесет Иову публичное покаяние, он примет его и умрет сразу после этого, возвращаясь в родную Старицу. Его дом — Старицкий Свято-Успенский монастырь — вырастает теперь сызнова, будто памятником нашего нового Покаяния после Смуты, так похожей на ту, XVII века, но стоившей нам гораздо дороже. Глядишь на эту стройку, и выветривается всякое сомнение в том, что «врата ада» никогда «не одолеют Церковь» — так Господь обещал…

Россия в аду побывала.

И про это — «Архипелаг ГУЛАГ».

Строить храм, забывая, какой ценой мы получили теперь эту возможность, — это как рассыпать слова Христа при дороге, где их птицы поклюют: не лучший фундамент. Точно снова рухнет. То, что   эпопею о советском лагерном аде станут преподавать в школах, вдова А. Солженицына называет «лекарством» и так точно говорит в интервью «Фоме»: «Замолчать свою историю  — это значит загнать болезнь внутрь, и она там будет гнить».

«Архипелаг» следом за Евангелием говорит про Правду и научает главному: жить не в иллюзии, быть честным и не испугаться этой честности.

И читая эти два до сокровенного искренних — как возможно, наверно, только в этом журнале — интервью с Виктором Христенко и интервью с Наталией Солженицыной, — я вижу, как слова покойного писателя «жить не по лжи» медленно-медленно, но все-таки становятся действительностью жизни теперешней России.

Но быть до конца честным и не поверить в Бога, по-моему, невозможно. Может, я передергиваю, но в атеизме есть какая-то недодуманность, так и хочется спросить: «Ну, а ты в этом точно уверен, ты искал, ты пытался изучить»? Статья Сергея Худиева о природе веры (с. 28) вбрасывает много догадок о том, как вера вообще приходит к человеку: от Откровения — переживания какого-то опыта в жизни, после которого не верить не можешь; от доверия евангельским словам… Но еще и от предельной честности перед самим собой. Ведь миллиарды людей — и умнейших — тысячелетиями верили, а я что, самый умный? Ну, во-первых, действительно самый умный и, как положено умному, может, поинтересуюсь хотя бы мотивацией разных людей — почему и во что они там верили и верят…. Вот ведь на этом пункте чаще всего — какая-то иллюзорная стена, в которую упирается атеист: «Не пойду, не хочу, ничего не знаю»! Ну, это нечестно как-то. Хотя и любознательность не всегда кончается обретением веры.

В том, что кто-то еще — неверующий, виноват… верующий. Если ты людям не можешь передать Христа — и не карикатурного, «лубочного» Христа, а Живого — передать всей своей жизнью, своим поведением, своим умением себя не замечать, своим умением любить, да хотя бы вежливостью просто — честно ли проповедовать то, чего в тебе самом нет?… Различие между морализаторством и живым словом, может, так же ощутимо, как разница между разговором о Боге (это мы все любим и умеем) и жизнью в Боге (это не всегда получается).

Бесценные слова старца Илия (с. 20) как раз подсказывают — как жить и верить в сегодняшнем мире, и кому верить. Его интервью о роли духовника — призыв не только к совести священников, но еще больше — к их чадам, которые так часто любят устроиться поуютнее в этой приятной роли «чада» — «ребенка» и отучиваются принимать самостоятельные решения. Но отец Илий указывает, что и эта наша нынешняя незрелость — признак излечивания от болезни, которой мы так долго болели.

Дочитав материалы этого номера, я вспомнил формулу, открытую в начале этого века святому Силуану Афонскому. Бог сказал ему, как надо бороться с бесами: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Вот этому легко научит нынешний номер «Фомы». Прочитайте цитаты из «Архипелага ГУЛАГа» — окуните ум во ад, а после — пролистните статью о возрождении монастыря — и не отчаивайтесь!

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.