Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей – Православный журнал «Фома»
Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей

Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей

20 ноября — день памяти преподобного Кирилла Новоезерского

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В культовом фильме Василия Шукшина «Калина красная» есть кадры, где главный герой, выйдя на волю из ворот колонии, долго идет по каким-то длинным деревянным мосткам посреди воды. Снимали это в тюрьме, которая ныне известна как исправительная колония № 5 УФСИН России по Вологодской области — колония особого режима для пожизненно заключенных. Это знаменитый «Вологодский пятак». Вот таким дошел до нас монастырь, основанный преподобным Кириллом на озере Новом.

Русь меняет приоритеты

Сын галицких дворян, Кирилл родился во второй половине XV века, когда жизнь на Руси драматически менялась. При Иване III и Василии III все русские земли, не находившиеся под властью великого князя Литовского и польского короля, объединились под властью Московского князя, добившись полной независимости от Золотой Орды. Прошли времена, когда единственной объединяющей, собирающей и созидающей силой в государстве была Церковь, когда ей принадлежал высший авторитет, которому подчинялась и мирская власть.

Кроме того, политический разрыв с Византией привел и к разрыву духовному, вызвав ослабление святоотеческой традиции. Русское монашество стало забывать науку «внутреннего делания», подвиг его становился все более суровым, но и более внешним. Большие монастыри потихоньку превращались в благоустроенные общежития с богатыми и частыми «кормами» на помин души. Прежнее напряженно-аскетическое житие стало вытесняться «культовым благочестием», а быт мирян, черпавший силы в благотворном влиянии монастырей, стал терять свою духовную основу и опору.

Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей

Уже в ХVI веке это изменило отношение простого народа к отшельникам. Чем больше разрастались монастырские владения, тем чаще крестьяне видели в монахах личных врагов. Их начали грабить и убивать (так погибли преподобные Адриан Пошехонский, Агапит Маркушевский, Симон Воломский, чудом спаслись Нил Столобенский и Арсений Комельский).

Монастырь на воде

И все-таки снова и снова рождались на Руси отроки, с юности мечтавшие о высоких духовных подвигах по примеру древних отцов. Вот и дворянский сын Кирилл в 15 лет сбежал в обитель, принял там постриг и стал духовным чадом преподобного Корнилия Комельского.

Корнилий сам прошел школу аскезы в Кирилло-Белозерском монастыре, потом странствовал по Руси в поисках духовного руководства, а потом бежал от славы человеческой сначала в Тверскую Савватьеву пустынь, а оттуда в Комельский лес и прожил там отшельником 19 лет, терпя не только лишения, но и нападения злых людей и разбойников. Только в 60 лет он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и основал обитель.

Почти в каждом житии подвижников того времени повторяется одна и та же история: инок, пройдя в монастыре школу внешней аскезы, созревает для безмолвия и, благословляемый старцем, уходит в лесные дебри, повергая себя в пучину опасностей и скорбей, выдержать которые можно только при полноте веры и всецелом предании себя Промыслу Божию. А довершив там школу внутреннего совершенствования, вновь входит в общение с людьми. Но при первой возможности снова стремится вернуться в безмолвие.

Таково и житие Корнилия Комельского и его ученика Кирилла Новоезерского, который по благословению своего духовного отца 20 лет странствовал в поисках образцов для подражания, а потом в 1517 году построил близ Белозерска, на острове посреди Нового озера, две церкви — в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии — и две кельи — для себя и для будущей братии. Вскоре к нему присоединились другие отшельники и образовался Кирилло-Новоезерский монастырь. Великие князья и цари жаловали ему богатые вклады и вотчины.

«…и гнев великий на людях»

Кирилл, хоть и стал игуменом, сам рубил лес, строил, пахал землю, сажал овощи. Его духовный авторитет признавала вся братия, случаи прозорливости и исцеления им больных были бесчисленны. Причем происходило все как-то очень просто: приехал, к примеру, в обитель больной князь Пеньков — игумен Кирилл босой, в рваной рясе служил литургию в нетопленом храме, в таком холоде, что никто не мог выстоять с ним всю службу. А отслужив, дал князю выпить святой воды, и тот «стал здоров».

Помните тюрьму в «Калине красной»? Оказывается, раньше там был монастырь с интересной историей

В последние предсмертные часы преподобному Кириллу было открыто приближающееся бедствие Смутного времени: «Беда великая на земли нашей и гнев великий на людях».

Скончался он в 1532 году. А 7 ноября (20 ноября по новому стилю) 1649 года, когда рыли ров для фундамента новой церкви, обрели его мощи и в 1652 году положили их в только отстроенном храме. А вскоре после обретения мощей преподобного Кирилла канонизировали.

А в феврале 1919-го раку с мощами преподобного вскрыли, в 1928-м основанный им монастырь закрыли и устроили в нем лагерь для политзаключенных. Там и сейчас колония.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (23 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
19 ноября 2021
Теги:
Поделиться:

  • Patricia
    Patricia2 недели назадОтветить

    As an Orthodox Christian in the West, I cannot believe in the myth of an inherent spirituality of the Russian people. Compared to other countries, Russian prisons that are the most despicable are the ones are located on sacred ground:monasteries. Russia itself, not an outside enemy, violated these consecrated places and continues today. The West thinks it was the Soviets, but your articles tell us it was much earlier, even before the Bolsheviks. Lord have mercy. God will never forgive you until you empty the prisons and restore the holy places.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 неделя назадОтветить

      Патриция, не надо верить никаким мифам. Есть термин "Святая Русь", но под ним русские православные христиане подразумевают опыт и традицию жизни святых людей. В том числе, речь идёт о мучениках за веру, которые пострадали за Христа в России. Их служение и подвиг принадлежат, прежде всего, Христу. И одновременно всем нам, христианам, всему христианскому миру. Как и опыт всех святых, в каких бы странах они не жили. У нас почитают множество римских, греческих святых, наряду с русскими. Да: у некоторых авторов, например, у Достоевского есть представления об особой миссии русского народа. Но ему возражали многие люди непосредственно в церковной среде. Впрочем, возможно, Достоевского тоже не совсем верно поняли: он прежде всего, пытался объяснить, что без веры в Бога русский народ могут ждать очень тяжёлые потрясения. И в этом он оказался прав. История России, безусловно, полна своих падений и грехов. Впрочем, как и историю буквально любого народа на Земле. Разве не так?