Существует устоявшееся, как аксиома, мнение, что среди писателей никогда не было святых. Ведь, ни Пушкина, ни Достоевского, ни даже Гоголя, который, как известно, отличался особой набожностью, Церковь не канонизировала. Между тем в святцах есть несколько широко известных святых, которых без оговорок можно назвать великими писателями и поэтами. Кто же они? Об этом — в продолжении цикла «Как жили святые» на сайте «Фомы».

В 382 году была закончена книга, которая в будущем произвела самый настоящий жанровый взрыв. Это была первая в истории литературы автобиографическая поэма — «De Vita Sua» (пер. с древнегреческого — «О своей жизни»). Но в чем же заключалась ее сенсационность? Неужели никому до этого не приходило в голову писать о своей жизни?

Полезно знать тем, кто считает, что «цельной личности» Бог не нужен. О родоначальнике жанра автобиографической поэмы
Григорий Богослов, свт.; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. ruicon. ru

Действительно, если посмотреть на литературное наследие античности, то можно заметить интересную деталь. Сами по себе автобиографические тексты здесь встречаются (к примеру, «Записки о Галльской войне» и «Гражданская война» Юлия Цезаря), однако их авторы преследовали совершенно другие цели и ограничивались описанием определенного жизненного этапа. Уже упоминаемый нами Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» хотел увековечить свои подвиги и величие, описав завоевание Галлии. Квинт Лутаций Катул, римский политический деятель времен Римской республики, в мемуарах «О консульстве и делах своих» сделал акцент именно на политической стороне своей жизни. Кроме того, эти тексты писались всегда только в прозаической форме. Но с приходом в мир христианства задачи, форма и содержание автобиографии радикально изменились.

Человек в эпоху античности — это всего лишь песчинка в огромном космосе (по-гречески κόσμος — «порядок»). Только последний достоин созерцания, он первичнее, важнее человека и вмещает его в себя. Но христианство проповедовало совершенно иные приоритеты. Библия утверждает, что человек — это образ и подобие Божие, а значит, он по своей значимости превосходит все, что есть в этом мире. Это он вмещает в себя весь «космос», а не наоборот. И даже Сам Бог ради спасения человека воплотился, умер и воскрес. Христианством судьба каждого человека воспринималась как уникальный личный путь от грехопадения ко внутреннему преображению.

Кто же был автором этой очень популярной в свое время автобиографической поэмы «О своей жизни»? Она принадлежит перу великого богослова и епископа святителя Григория Богослова. Его мемуарами в стихах не только будут зачитываться последующие поколения — настолько изысканным языком они были написаны, — поэма станет первой христианской апологией идеи личности, ее бездонной значимости. Она была построена по совершенно новому канону. На ее страницах были описаны не только внешние жизненные перипетии, но и рост души, внутренний поиск смысла. Поэма отражала в себе, как в зеркале, личность самого автора. Античность о существовании такого «зеркала» ничего не знала.

Поэмы этой замысел — исследовать
Несчастья иль удачи, что я пережил;
По-разному здесь судят, и я думаю,
Согласно своему лишь настроению.
Но произвола не надежны доводы,
А мерный слог и от унынья вылечит,
И даст благое юным наставление
Игрою сладкозвучной.
(Перевод с древнегреческого иерея Андрея Зуевского)

Но великий богослов создал не только первую автобиографическую поэму, которая, по мнению некоторых исследователей, напрямую повлияла на знаменитую «Исповедь» блаженного Августина. Он написал первую христианскую трагедию — «Христос страждущий», а также целый ряд других поэтических произведений.

Взяв за основу великое наследие античной поэзии, ее стихотворный строй, размер и ритмику, святитель наполнил эту форму евангельским содержанием. Античность под рукой святителя заговорила по-христиански, и это стало его важнейшим миссионерским достижением. Высший свет, хорошо знавший и почитавший древнегреческую литературу, получил сопоставимый с ней по изяществу и глубине аналог, но говорящий уже на христианском языке. Один из знаменитых историков XVIII–XIX веков Фридрих Шлоссер в связи с этим заметил: «Св. Григорий Назианзин (Богослов. — Прим. редакции) своей эпопеей „О своей жизни“ сделал ненужным Гомера; своими гимнами, элегиями и ямбами — лириков; своей трагедией о страждущем Христе — древних драматургов».

Читайте также:

Главная поэма человечества о любви

И другие истории из цикла "Как жили святые"

0
0
Сохранить
Поделиться: