На первый взгляд вопрос кажется простым. Открываем православный месяцеслов и видим там конкретные цифры. В Русской Православной Церкви на сегодняшний день прославлено около пяти тысяч святых — тех, чьи имена внесены в церковный календарь и в честь кого совершаются богослужения. Но это только на первый взгляд. На самом деле вопрос гораздо сложнее, чем кажется.

Священник Евгений МУРЗИН

редактор направления «Вера»

Православная Церковь — это не только Русская Церковь. Есть множество других Поместных Церквей: Антиохийская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская и т. д. У каждой из них есть своя история, свои национальные святые, многие из которых почитаются пока только в пределах одной Церкви.

А еще есть святые времен неразделенной Церкви — до раскола 1054 года. Это, например, святой Мартин Турский, святой Бенедикт Нурсийский, святой Бонифаций, просветитель Германии, святой Ансгар Гамбургский. Их жизнь прошла в западной части христианского мира, но они принадлежат общей сокровищнице христианства и почитаются в Православии.

Читайте также:

Святой Патрик и еще 14 святых неразделенной Церкви — кто они?

И наконец, каждый год Церковь продолжает прославлять новых святых. Только в XX–XXI веках в Русской Церкви были канонизированы более тысячи новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений. Причем процесс канонизации продолжается: исследования, свидетельства, жития открывают перед нами новых свидетелей веры. Кроме того, Церковь постоянно рождает новых святых. В каждом поколении есть те, кто отвечают на призыв Христа: иди за Мною (Ин 1:43).

Таким образом, дать точное число всех святых можно, но только на какой-то конкретный момент. Эта цифра будет постоянно меняться.

Кому и зачем нужна канонизация святых?

На первый взгляд может показаться, что канонизация — это своего рода награда человеку за праведную жизнь. Но это не так. Бог знает своих угодников и без нашего подтверждения. Их участь в вечности, в Царстве Небесном определяет не церковный Собор, а Сам Господь. Святой — это не тот, кого «назначили», а тот, в ком жил и действовал Дух Святой. Канонизация — это скорее приглашение каждого из нас в живое общение с таким человеком. Ведь святой — это не пример, оставшийся в прошлом. Мы можем обратиться к нему с молитвой в любое время, при этом опытно ощущая, что между нами нет стены времени. Поэтому канонизация нужна не святым, а нам, людям. Она как бы делает видимым то, что в вечности уже явлено.

Есть в канонизации еще один важный смысл. Прославляя святых, Церковь в их лице ставит перед нашими глазами конкретный пример: вот человек, который прожил жизнь с Богом, его путь может стать дорогой надежды и для тебя. Когда мы читаем жития святых, мы не просто изучаем биографию, не любуемся подвигами. Мы ищем в их опыте то, что может быть близко и нам.

Кто-то находит что-то близкое и родное в молитвенном подвиге преподобных — например, в жизни преподобного Сергия Радонежского или Серафима Саровского. Кто-то узнает себя в бесстрашной вере новомучеников XX века. Кто-то находит утешение в житии Марии Египетской, в ее падении и великом покаянии. Святые таким образом становятся нашими друзьями, наставниками, молитвенниками. Их жития свидетельствуют: можно жить среди зла этого мира — и сохранить чистоту. Можно пасть — и подняться. Можно пронести веру через страдания и мучительную смерть. Ведь святые были такими же людьми, как мы. Им было больно, они уставали, боролись с сомнениями, с гордыней, со страхами. Но во всех обстоятельствах их жизни они искали Бога и находили Его. Так что святые — не просто памятники прошлого. Каждый из них — это путь, ведущий к Богу и приглашение пройти этим путем вместе

Читайте также:

Какие бывают святые: 9 ликов святости

0
29
Сохранить
Поделиться: