Автор картины: Эль Греко — прозвище художника Доменикоса Теотокопулоса, означает «Сын Богородицы». Родился на Крите в XVI веке, в юности изучал иконопись и, как многие греческие художники, переехал в Венецию — в то время Крит как раз находился под властью Венецианской республики. Считается, что Эль Греко работал в мастерской известного художника Тициана, но это только предположение. В пользу этой версии говорит еще и очень похожая работа со светом и цветом, которая прослеживается у этих живописцев.
Последние тридцать лет Доменикос Теотокопулос прожил в испанском Толедо. К тому времени он уже был известным художником, ему заказывают росписи и картины. А его работа «Исполио» для ризницы главного кафедрального Толедского собора делает художника чрезвычайно знаменитым по всей стране. Но итог творчества Эль Греко — картина «Поклонение пастухов». Это одна из последних его картин, которую он закончил за год до смерти. Кстати, живописец скончался за работой, когда писал Божию Матерь.
Из всех четырех евангелистов упоминание о пастухах есть только у Луки. Ангел возвещает работавшим неподалеку пастухам о том, что родился Спаситель, которого ждали все иудеи.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем (Лк 2:8–17).
В этой работе Эль Греко есть так называемое «богословие цвета». Художник считал, что цвет в картине гораздо важнее композиции или форм. Для него цвет — характеристика, которой можно передать гораздо больше, чем остальными приемами. Например, на картине «Поклонение пастухов» совершенно «неправильный» свет — он не исходит от привычных источников света, как небесные светила или огонь. Свет на картине Эль Греко исходит от Христа.
Вокруг действующих лиц на картине — мрак. Если пользоваться выражением Дионисия Ареопагита — «Божественный мрак». На картине из этого Божественного мрака рождается Богочеловек — Младенец Иисус Христос, который находится в центре композиции. Свет от Спасителя преображает все окружающее. Это можно заметить по цвету одежды пастухов, который меняется при попадании Божественного Света от Младенца. А самый высокий пастух (справа) даже немного слепнет от него. Кстати, исследователи творчества Эль Греко сходятся во мнении, что художник изобразил сам себя на этой картине. Он — пастух в зеленом.
Интересная и важная деталь: в отличие от всех остальных, Божия Матерь совершенно спокойно смотрит на этот Божественный Свет. И лик Богородицы выполнен тем же цветом, что и Спаситель, — в знак того, что именно она дала Христу свою плоть.
Над героями картины кружат ангелы — они символизируют действия Святого Духа. Кажется, что они пляшут, но это не так — небесные силы находятся в некоем Божественном вихре. Рождение Христа не только радует людей, но при этом преображает и мир ангельский. Ангелы разных размеров изображают собрание всех Небесных Сил при рождении Спасителя. На хартии у ангела написана ангельская песнь: «Слава в вышних Богу на земле мир».
Не сразу, может быть, заметно, но на картине присутствует бык — он тянет морду ко Христу. Причем бык изображен именно испанский, с закрученными рогами. Конечно, именно такого животного не было при рождении Христа — обычно там изображается вол, которого Иосиф Обручник привел с собой из Назарета.
Авторы: Тимофей Китнис, Кирилл Баглай