Исповеднический подвиг, появившийся в первые века гонений, а также явленный в годы безбожной власти в России, является самым ярким свидетельством неистребимости христианской веры, об этом сказал патриарх Кирилл.
Как напомнил в проповеди 19 июня Первосвятитель, в эпоху первых гонений на христиан «исповедниками называли тех, кто подвергался мучениям на допросах и не предал Христа, но не был умерщвлен».
– Тех, кого убивали, называли мучениками, а тех, кто в полной мере проявил верность Спасителю, но по каким-то причинам не погиб от пыток и истязаний, называли исповедниками. И это замечательное понимание слова «исповедник» как того, кто явил верность, прошло через всю историю Церкви, – добавил Святейший, обращаясь к верующим после Литургии в возрожденном Спасском соборе Пензы.
– Мы знаем, что в недавнем прошлом, когда и в Пензе, и по всей нашей стране разрушали храмы, когда безбожие стало некоей государственной религией, силой навязываемой народу, адепты этой новой религии очень часто умерщвляли тех, кто не принимал их убеждений. Жертвы гонений становились мучениками, а те, кого истязали, но не убивали, становились исповедниками, – сказал Предстоятель Церкви, касаясь уже истории России.
Святейший Патриарх отметил, что сегодня мученики и исповедники земли Русской – «как яркие звезды на Божественном небосклоне», помогающие верующим «избирать правильный курс или, как теперь говорят, правильную жизненную траекторию – как идти и куда идти».
– Подвиг исповедников есть самое яркое свидетельство того, что христианство и вера неистребимы, – подчеркнул в заключение своих слов Предстоятель Русской Православной Церкви.