Библия говорит «подставь другую щеку». А если на меня напали? - Православный журнал «Фома»
Библия говорит «подставь другую щеку». А если на меня напали?
Photo by Henry Hustava on Unsplash

Библия говорит «подставь другую щеку». А если на меня напали?

6 мин.
iframe
Код скопирован

Письмо читателя:

Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?

Отвечаем:

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше — всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: „око за око и зуб за зуб“. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5:38-41).

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-философский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке — это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу — личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, — это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

Библия говорит «подставь другую щеку». А если на меня напали?
«Несение креста». Иероним Босх (1490—1500)

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа — это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании — это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства — спасение и обновление личности — предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне — страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа — «не противься злому» — предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом — противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек — постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди «непротивления злому», еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (53 голосов, средняя: 4,42 из 5)
Загрузка...
1 февраля 2023
Журнал№:
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья8 месяцев назадОтветить

    Короче, бить в ответ надо с любовью и молитвой. )))
    Вспоминается пример преп. Серафима с напавшими на него тремя крестьянами.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков8 месяцев назадОтветить

      "Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?"

  • Скиф
    Скиф4 года назадОтветить

    А вот у древних славян - эта мудрость имеет продолжение...
    "Если ударят по правой щеке, подставь левую, но - не дай ударить"!!! Что означает - если что-то произошло не обижайся, не осуждай. Не копи в своей душе ненависти, злобы-агрессии, недовольства, уныния, неверия и т.п.
    Но при этом, делай же что-нибудь чтобы изменить ситуацию. Иначе, это может произойти снова и снова и снова....
    И если активно не реагировать, то это будет - попустительством в безнаказанности, то есть являться - развращением... А если Вы кого-то развращаете, наносится вред уже его душе а не телу. А она как известно даётся нам Свыше. Поэтому и возрастает ответственность.
    И конечно же, тут уже Вас благодарить не за что, а даже наоборот...
    А вот если же - станешь злиться, негодовать, обижаться, унывать, осуждать и т.д.- у тебя просто не станет энергии. Начнёшь быстро терять жизненную энергию, она начнёт уходить из души. О чём наши предки, прекрасно были осведомлены...
    Вот теперь Вы знаете - в чём суть мудрости.
    Ну а выбор как быть, да как себя вести - за Вами...

  • Макар
    Макар4 года назадОтветить

    если тебя ударили по одной щеке, то не делай ничего, что бы спровоцировать дальнейшее избиение. Т.е."ударили по щеке" не обязательно физически, имеется ввиду оскорбили словом. Тогда не делай такого что бы спровоцировать развитие нехороших событий. Т.е "подставь другую щеку"
    Здесь очень тонкий смысл.

  • Андрей
    Андрей4 года назадОтветить

    Любезные мои. Если Вы вспомните, что Евангелие было писано на греческом и латыни, то многие Ваши экзерцисы с русскими терминами окажутся несостоятельными. Читайте Евангелие на латыни или греческом, изданные в 17или 18 веке ( слава Богу их пока ещё просто найти в интернете). И думать Вы будете уже над другими вопросами и проблемами. Не плохо было бы так же сравнить, что писано в Елизаветинской Библии, Библии 19 века и современных изданиях. Внимательного Вам чтения, настойчивости и пытливого ума, а прежде всего чистой и открытой души.

  • В.С.
    В.С.4 года назадОтветить

    Из всего сказанного, как в статье, так и в комментариях, наиболее логичным выглядит комментарий "Геннадича" от 2 января 2017. А заодно вспомнились слова когда сказанные одной женщиной "библия написана про евреев и для евреев"

  • Алекс
    Алекс5 лет назадОтветить

    в то время тыльной стороной ладони били только рабов подставить другую щеку - несогласиться с положением раба показать что ты свободный человек кротость и смирение - оправдание крепосного права такое толкование появилось со времен Петра1

  • Olesya
    Olesya5 лет назадОтветить

    Это так всё просто,взять и сожрать.Ню-ню.Откройте глаза,кто потом скушает Вас?

  • Olesya
    Olesya5 лет назадОтветить

    Эти заповеди если писались для мира,и добра в новом завете,то новый завет давно обветшал.Пишут люди,которым это важно,нужно донести что-то.Тогда если в данный момент брат-брата убивают,до какой грани эти "послания" достанут человечество.Неужели нельзя поумерить пыл в своих стараньях сожрать хрестианина?

  • Валерий
    Валерий9 месяцев назадОтветить

    Все просто. Нет- око за око зуб за зуб. Уступите где можно.Простите когда можно...не обостряйте..

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь