Вопрос читателя:
Здравствуйте, насколько мне известно, ангелы тоже имеют свободную волю и изначально тоже грешили, часть из них даже не смогла устоять… а та, что устояла, не сразу научились святости. Как в этом случае искупались их грехи? Тоже была искупительная жертва или это только для людей? Почему ко греху ангелов и людей разные подходы? Спасибо.
Игорь
Ответ священника:
Здравствуйте, Игорь!
Священное Писание посвящено вопросам спасения человечества и истории этого спасения. А потому упоминания об ангельском мире в Библии достаточно кратки, фрагментарны и не позволяют дать прямого и однозначного ответа на Ваш вопрос.
Имеющиеся святоотеческие толкования значительно расходятся между собой даже в таких фундаментальных вопросах как момент сотворения Небесных Сил бесплотных, не говоря уже о более частных вопросах их бытия. Поэтому мы можем пробовать лишь рассуждать о ситуации, не претендуя на вероучительную точность.
Действительно, в книге Иова мы читаем, что Господь и «в ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов 4:18). Однако мы не знаем, можно ли эти недостатки считать именно сознательными грехами. Как не можем и сказать, что устоявшая часть ангелов не сразу научилась святости. Возможно, воля ангелов, устоявших во главе с Архистратигом Михаилом, укрепилась немедля и не нуждалась в искуплении.
Об этой битве читаем в Апокалипсисе: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12:7-9).
И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис 14:15-16).
Мы знаем, что заводилой предательства стал ангел, которого пророк Божий Иезекииль описывает так: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез 28:13-15).
И всё величие Денницы не помешало ему стать сатаной. Также известно, что бесы не могут покаяться в силу собственной закоренелости во грехе.
Таким образом, делая вывод об исключительной твердости воли ангелов, как доброй, так и злой, представляется спорным положение о возможности совершения ангелами сознательных грехов, которые нуждались бы в искуплении, как и о возможности спасения для бесов даже через искупление. Поэтому, вероятнее всего, искупление было необходимо и возможно лишь для спасения человека, которого, в силу его слабости и изменчивости, всё же возможно спасти.
Завершая рассуждение, ещё раз оговорюсь, что это лишь частное мнение и история ангельского мира также не завершена, как и история всего мироздания. И мы не знаем, как продолжится эта история даже после Страшного Суда.
Полагаю, что Господь оставляет нас в неведении о судьбах ангелов по той простой причине что нас самих и спасения наших душ она практически никак не касается. И на отвлечение на неё у нас не так много смысла и времени.
Пусть ангел-хранитель сохраняет нас и, может быть, в вечности удостоит нас ответа на подобные вопросы.