Наверно, многие, кто читал Евангелие, задавались этим вопросом. Почему Господь не явился Своим убийцам и другим людям, не верующим в Него, чтобы уже никому не пришло бы в голову сомневаться в истине Воскресения? Еще во II веке критик христианства по имени Цельс в трактате «Правдивое слово» приводил это соображение как контраргумент против веры в Иисуса Христа.

Ответ на этот вопрос даётся уже в Евангелии от Луки: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:31) — так в притче о богатом и Лазаре говорит патриарх Авраам попавшему в ад богачу, который вдруг озаботился судьбой своих неверующих братьев и попросил богача отправить к ним уже умершего Лазаря. Эти слова получают фактическое подтверждение в последние дни земной жизни Иисуса Христа. Его враги и недоброжелатели стали свидетелями невиданного чуда — воскрешения Господом Лазаря, не из притчи, а реального, уже четыре дня находившегося в гробу. Но какие же выводы сделали из этого первосвященники и фарисеи? Уверовали во Христа? Нет, наоборот — еще больше озлобились в своем неверии и с этого дня положили убить Его (Иисуса Христа. — Ред.). … и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин 11:53; 12:10-11). Для тех, кто упорно противостоит истине, даже самое удивительное чудо не станет доказательством их заблуждения.

Святые отцы относят приведенные выше слова из притчи — если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят — к Самому Христу. «Ибо Господь воскрес из мертвых, но иудейский народ, поскольку не хотел верить Моисею, не хотел веровать и в Того, Кто воскрес из мертвых», — пишет святитель Григорий Двоеслов. Даже если бы убийцы Христа увидели Его воскресшим, они из упорства нашли бы иное, пусть и неправдоподобное, объяснение чуда. Если они и раньше приписывали силу Христову демону Веельзевулу, то и в этот раз могли бы объяснить Его воскресение явлением призрака, магией и т. п.

Об этом же пишет и святитель Иоанн Златоуст:

«…Многие спрашивают… и говорят, почему Господь, воскресши, не явился тотчас иудеям? Это вопрос излишний и напрасный.

Если бы была надежда обратить иудеев к вере, то Он не преминул бы по воскресении явиться всем. А что не было надежды, чтобы Он, явившись им по воскресении, обратил их к вере, это видно из события с Лазарем. Воскресив этого четверодневного мертвеца, смердевшего и истлевавшего, и повелев ему, связанному повязками, выйти перед глазами всех, Он не только не обратил их к вере, но и возбудил ненависть, потому что, собравшись, они хотели даже убить Его за это. Если же тогда, когда Он воскресил другого, они не уверовали, то, если бы Он, воскресив Себя, явился им, не пришли ли бы они опять в неистовство против Него? И хотя они не могли бы иметь никакого успеха, но показали бы свое нечестие покушением.

Поэтому, желая избавить их от излишнего неистовства, Он сокрыл Себя, потому что сделал бы их еще более достойными наказания, если бы явился им после крестных страданий. Потому, щадя их, Он и сокрыл Себя от их взоров, а показал явлением знамений, потому что слышать слова Петра: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян 3:6) значило не меньше, как видеть и Самого воскресшего».

Иисус Христос и раньше не давал знамений тем, для кого они бесполезны. Например, когда фарисеи, искушая Его, попросили знамения с неба — как будто Его чудес на земле было недостаточно?! — Он ответил: Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф 16:3–4), то есть, как толкуют это место святые отцы, смерти и воскресения Христа, Который, подобно Ионе, находившемуся во чреве кита три дня, а потом выброшенному на сушу, три дня пребывал во гробе и воскрес.

Интересно, что сами первосвященники догадывались: во Гробе Господнем совершилось нечто, для них непостижимое. О чудесах у гроба Спасителя, надгробном камне, который был отвален Ангелом, им рассказали воины, стоявшие там на страже. Но они все равно продолжали упорствовать. Это видно из слов Евангелия от Матфея:

…некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня

(Мф 28:11–15)

Матфей писал для иудеев, и, если бы эта версия среди них не была распространенной, если бы он сказал им заведомую неправду о них самих, это лишило бы рассказ евангелиста всякого доверия. Первосвященники понимали: робкие ученики никак не могли бы выкрасть тело Христа у бдительной стражи. И, не зная, что ответить, наскоро состряпали неубедительную отговорку, которая в том числе своей неубедительностью доказывает истину воскресения Христова.

Итак, Иисус Христос и не явился Своим убийцам, во-первых, потому что это было абсолютно бессмысленно, а во-вторых, потому что щадил их и не хотел увеличивать вину их неверия.

0
27
Сохранить
Поделиться: