Говорят, что можно креститься во второй раз, если, например, тебя крестили в младенчестве и ты этого не помнишь, а ты хочешь запомнить Таинство.
На самом деле:
Второй раз креститься нельзя. Крещение — это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. И проблема здесь не в том даже, что крещенный во младенчестве не помнит самого действия Таинства. А в том, что у нас зачастую, крестив ребенка, и родители, и крестные считают, что на этом их христианские обязанности по отношению к нему закончены. Между тем Христос говорит: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:19–20). Вот этого-то научения правильной жизни по вере и не получают многие крещенные в младенчестве. Чем это чревато, и как преодолеть последствия этого, пишет преподобный Симеон Новый Богослов: «Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще несовершенны умом, чтоб разуметь принятую благодать. Почему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать святого Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, от которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение, восстановят веру как следует и возуповают на Бога».
Часто спрашивают: Почему Христос говорил притчами, которые теперь трудно понять и которые вызывают столько споров между христианами?
Отвечаем:
Святитель Иоанн Златоуст объяснял это так: «Говорит Он притчами… для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти, сделать предмет нагляднее». Действительно, с детства знакомые образы из повседневной жизни, быта, трудовой деятельности — лопаты, деревья, закваска, зерно, сеятель — все это является для человеческого сознания психологическими маркерами — «зацепками» для памяти. Ведь притча в чем-то сродни алгебраической формуле: по сути, в ней дается лишь некое соотношение смыслов, а образы в этом соотношении могут быть самыми различными. Притча нужна прежде всего для того, чтобы человек усвоил такую смысловую конструкцию сначала хотя бы на уровне знакомых ему предметов быта, сельскохозяйственной работы, отношений в семье. Действительно, тот образный ряд, который делал истины Царства более понятными для древних иудеев, сегодня не так понятен нам, живущим в совершенно иных реалиях. Но зато у нас, в отличие от древних иудеев, есть христианская культура, в которой мы живем, в том числе есть множество толкований этих притч, сделанных святыми — людьми, которые познали опыт Царства Небесного еще в земной своей жизни.
Почему в Церкви нет единой позиции по каждому из общественно важных вопросов?
Потому, что:
Важные вопросы в обществе возникают постоянно, сменяют друг друга, теряют свою важность или обретают новые смыслы сообразно жизни и потребностям этого общества. Но большинство из них целиком относятся к этой, земной жизни. Христос же ясно сказал — Царство Моё не от мира сего (Ин 18:36). И задача Церкви — готовить человека к вхождению в это Царство. Поэтому Церковь озвучивает свою позицию лишь по тем общественно-важным вопросам современности, которые могут повлиять на участь человека в Вечности.