Почему в Православии человек виновен в том, что ему плохо?

Почему в Православии человек виновен в том, что ему плохо?

Вопрос читателя:

Почему в Православии считается, что если человеку плохо, то он виноват сам? Во всяком случае, много статей на эту тему подаются именно в таком ключе: ты грешен, ты грешишь, ты "платишь" за грехи страданиями, болезнями, которые Бог посылает тебе. Во-первых, сложно любить Бога, который посылает лишь наказания (не будешь любить сурового судью, который всегда смотрит, где ты споткнулся). Во-вторых, это вызывает лишь деструктивное чувство вины с последующим охлаждением в вере (если я так плох и страдаю за грехи, то нет смысла становиться лучше, потому что никогда ничего не заслужу, плюс человек грешен от природы, и стараться что-то менять в себе - лишь трата времени).

Игорь

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Уважаемый Игорь, давайте я Вам расскажу, как это все в Православии.

Бог сотворил человека из любви, и сотворил по Своему образу и подобию, то есть свободным и имеющим возможность совершенствоваться в любви. Это, как Вы понимаете, не о том, что человек плох, а о том, что предела совершенству и мастерству нет (проведите аналогию с работой мастера: его работы прекрасны, но всегда есть куда расти, и настоящий мастер всегда оттачивает и совершенствует свои умения).

Человек был свободен выбирать, быть с Богом или нет. В какой-то момент, когда подступил искуситель, человек выбрал действовать по своему разумению, даже не посоветовавшись с Богом, не расспросив Его о том, каковы могут быть последствия выбора. В этом и есть содержание грехопадения - считать, что ты понимаешь, как устроен мир, лучше, чем Тот, Кто его сотворил. Вы ведь помните, что после того, как был съеден плод, ни Адам, ни Ева не стали искать у Бога помощи, а просто взяли и спрятались от Него, а когда Бог вышел к ним навстречу и стал спрашивать, что случилось (надеясь, видимо, что люди попросят помощи), Ева скинула вину на змия, а Адам - на Еву и Бога (потому что Он дал ему жену). Просить помощи было бы актом свободной воли: "Господи, я хочу, чтобы Ты помог". Но к Богу люди не обратились.

И с тех пор в человеке так и остался этот опыт жизни без Бога и каждый из нас должен выбирать, быть с Богом или нет. Вот и все. Является ли падшесть человеческой природы результатом поступка людей и их выбора? Безусловно. Это просто исторический факт, но не приговор, потому что из любви к своему творению Бог устроил так, что этот грех может быть искуплен, и Сам сделал все для того, чтобы человеку была открыта дорога на небо (в этом смысл Жертвы Иисуса Христа).

Видите? Есть ошибка человека (по-еврейски, "грех", точный перевод этого слова - "промах") и есть бесконечная любовь Божия к нему, уважение к его свободе воли и действия, которые направлены на то, чтобы человек, если он хочет, мог быть с Богом в Вечности, то есть там, где ему и положено быть, где и исполняется его полнота.

Бог не посылает страдания за грехи: неправильное устройство жизни - это результат того самого первого промаха людей, когда все пошло в мире наперекосяк. Но у человека всегда есть возможность встать на тот путь, к которому он призван.

Теперь переходим ко второй части вопроса про тщетность усилий. Святость, то есть состояние сердечной внутренней чистоты, при котором ничто внутри не мешает согласию с волей Божией и общение с Богом - это нормальное, естественное человеческое состояние до грехопадения. После него оно возможно только как результат сознательного выбора: хочу быть с Богом. А поскольку в человеке всегда есть память о бытии без Бога, да еще и навык жизни без Бога, перестроиться в нужное состояние очень сложно, в этой перестройке (покаянии, изменении ума, изменении образа мыслей) и есть суть духовной борьбы. Борьба эта не всегда удачна (собственно, как любая борьба с собой: попробуйте перейти на правильное питание или заняться спортом, там тоже борьба и человек тоже срывается), и главное - это, упав, не остаться лежать и не махнуть на все рукой, а продолжить идти, вот и все. Чем дальше человек идет, тем больше он понимает, как он далек от совершенства (как и в работе: чем больше Вы развиваетесь и узнаете, тем больше понимаете, сколь многого Вы не знаете, это нормально). А еще, поскольку полнота достигается в согласии с волей Божией и особом соединении с Богом, ясно, что одних усилий человека тут недостаточно и нужно выстраивать отношения с Богом, обновлять их, развивать и углублять (как и человеческие отношения, отношения двух личностей). И, коль скоро речь от отношениях, думаю, уже сразу понятно, что одних усилий человека недостаточно, да и не всегда тут нужны именно усилия, а если и усилия, то очень определенные, нужные именно для процесса по такому очищению себя, результатом которого будет отсутствие препятствий для обожения. Условно говоря, нужно убрать изнутри вес лишнее и по своему желанию дать пространство для действия благодати Божией, божественных энергий.

То, что не все и не сразу получается в духовной жизни - это нормально, как и в любом деле. Главное - сделать правильный выбор пути и, как я уже написал выше, после каждого падения упорно вставать, возвращаться на этот путь и идти к Богу, как бы и что бы ни сбивало с этой единственно верной дороги.

Муссирования вины в православии нет. То, что в текстах святых отцов много сказано о греховности - так это отцы свой опыт описывали. Чем выше они поднимались по лестнице добродетелей, чем ближе были к Богу, Любви, тем острее чувствовали свое несовершенство (сделайте работу Вы и сравните ее с работой мастера - Вы четко увидите свои недостатки: "Ай. ну вот же как можно сделать, вот тут мне недостает умения, тут, тут, значит, вот этому, тому и другому еще нужно научиться"). И чем глубже отношения, тем яснее понятно, что от тебя самого зависит далеко не все, и чем ближе к Богу, тем лучше видно и понятно, как много просто по факту здесь делает именно Бог и какая частичка остается за человеком. Но это и логично: человек - творение, а Бог - Творец мира. Так что пропорция более чем справедливая, правда же?

Храни Вас Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (35 голосов, средняя: 4,86 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

      Загрузить ещё