Разделение церковных священнодействий на таинства и обряды было воспринято Православием из западного богословия, в котором с самого начала присутствовало стремление к четкости и систематизации. Всего принято выделять семь таинств. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия (или Причастие), Брак, Рукоположение в священный сан и Елеопомазание.
В «Пространном катехизисе» митрополита Филарета (Дроздова) содержится следующее определение таинства: «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия». Однако оно носит довольно общий характер. Если мы откроем Требник — богослужебную книгу, которая содержит чинопоследования различных священнодействий, — то практически везде найдем обращение к Богу и призывание Святого Духа. Будь то водосвятный молебен, освящение икон, квартир или автомобилей. Священник молится, совершает некие внешние действия (кадит, воздевает руки, кропит водой, помазывает маслом), а в это время Святой Дух невидимо производит чудо, так что обычная водопроводная вода получает целебную силу, а некая вещь становится «проводником» Божественной благодати. В отличие от таинств, в принятой классификации эти священнодействия называются обрядами, однако и там, и здесь незримо действует благодать Божия.
В Церкви, где действует Дух Святой, нет и не может быть безблагодатных священнодействий. Вот как писал об этом преподобный Иустин (Попович): «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом».
В чем же все-таки состоит принципиальная разница между таинствами и обрядами? Почему названные выше семь таинств особо выделены из числа прочих? Обычно называют два критерия.
Во-первых, таинства имеют Божественное установление, они появились во время земной жизни Иисуса Христа и апостолов. Истоки их возникновения можно найти в Священном Писании Нового Завета. В отличие от таинств, священнодействия, которые мы называем обрядами, имеют более позднее происхождение, в евангельском откровении о них ничего не сказано.
Во-вторых, в каждом из семи таинств действие благодати в жизни человека имеет четко определенный, конкретный характер. Участвуя в таинстве, мы приобретаем новые свойства, в нас происходят качественные изменения. Например, в Крещении человек рождается духовно, в Миропомазании ему сообщаются дары Святого Духа, необходимые для духовного развития, в Покаянии — очищается от грехов и меняется внутренне, в Причастии соединяется со Христом. Что же касается обрядов, то в них христианину преподается благодать Божия и благословение на те или иные виды деятельности, но как именно действует эта благодать, как помогает, какие изменения производит, мы сказать не можем.