Почему умирают младенцы, не успевшие совершить грехов? – Православный журнал «Фома»
Почему умирают младенцы, не успевшие совершить грехов?

Почему умирают младенцы, не успевшие совершить грехов?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Ни одно объяснение этого скорбного феномена не представляется удовлетворительным. Одно из самых популярных — Господь милостив и допускает смерть младенцев, чтобы с ними не случилось в будущем чего худшего — не выдерживает критики. В этом случае на свете не было бы преступников, люди не попадали бы в катастрофы, с ними не случались бы беды и несчастья, и они не достигали бы глубин нравственного падения. Бог любит всех нас, и такое предпочтение одних людей другим — ведь считается, что младенцы, не успевшие нагрешить, идут прямиком в рай — не согласуется с образом Отца, с одинаковой, жертвенной любовью отдающего себя всем Своим чадам. У Бога нет любимчиков, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45).

Нам известно, что Бог есть Любовь и Благо, и от Него не может исходить зло. Поэтому, размышляя о смерти младенцев, а смерть — это без сомнения зло, следует не возлагать вину и ответственность на Бога, а задуматься, почему такое явление как смерть вообще имеет место в нашем мире. Ответ на этот вопрос у нас есть. Писание однозначно говорит, что физическая смерть стала следствием первородного греха, исказившего человеческую природу. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили, — пишет апостол Павел (Рим. 5:12). Сделанный грех рождает смерть, — вторит ему апостол Иаков (Иак. 1:15). Также из Писания мы знаем, когда смерть исчезнет из нашего мира. Это произойдет после Второго пришествия Спасителя. Когда будет Бог все во всем (1Кор. 15:28) тогда последний враг истребится — смерть (1Кор. 15:26).

Вопрос — почему умирают младенцы, которые не успели совершить греха, содержит в себе ошибочное допущение, что смерть будто бы является итогом наших личных грехов. Поэтому когда умирает пожилой человек, успевший изрядно нагрешить, это нормально, а безгрешный младенец — неправильно. На самом же деле смерть в принципе противоестественна для человека, созданного по образу Божьему бессмертным. Умирает ли старик, юноша или младенец — любая смерть противоречит Божьему замыслу о человеке и является свойством нашей падшей природы. Смерть же младенцев возмущает нас лишь потому что входит в противоречие с привычной картиной мира — человек рождается, взрослеет, стареет и умирает, вызывает особую жалость и чувство утраты. Хотя, если абстрагироваться от эмоций, причины того, что младенцы умирают, ничем не отличаются от причин смерти взрослых. Это болезнь, противоправные действия других людей, или несчастный случай, в основе которых — все тот же грех.

Вопросы «почему» и «за что» применительно к смерти детей не имеют ни смысла, ни ответа. Они исключительно риторические. Это явление из тех, которые нужно принять, хотя это бесконечно трудно. Вы никогда не пробовали объяснить родителям, потерявшим ребенка, почему именно их коснулось несчастье? Ни в коем случае этого не делайте, особенно если у вас самих нет опыта переживания подобной трагедии. Вы только еще больше разбередите открытую кровоточащую рану в их душе. «Самое последнее дело — что-то доказывать страдающей матери, — пишет священник Сергий Круглов. — И надеяться, что раненое сердце ее будет внимать логике... „Нет, не хорошо, что умер!“ — закричит сердце матери — и будет право. Потому что — поверх всех резонов мира сего — живое чувство материнства в ее сердце вложил Сам Бог».

Родителям, переживающим смерть детей, нужно не объяснение, а утешение и поддержка. Вместо того, чтобы говорить, лучше помолчать, погоревать и в состоянии горевании приблизиться к глубине их переживания. Просто побыть рядом, так чтобы несчастные отец и мать могли прижаться к тебе и поплакать у тебя на плече, зная, что и ты поплачешь вместе с ними. И, конечно, помолиться, чтобы Бог послал утешение в их сердце.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (45 голосов, средняя: 4,91 из 5)
Загрузка...
12 октября 2021
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья2 месяца назадОтветить

    Переливание из пустого в порожнее.

  • Татьяна
    Татьяна2 месяца назадОтветить

    Честно говоря я и раньше не была частым гостем в церкви. Но заходила, искренне молилась. А потом заболела младшая дочь, рак, медулобластома. Операция, облучение, химии. Но итог - закономерен. Когда я пришла в церковь заказать отпевание, не могла сдержать рыданий, на что мне женщина, которая всё это оформляла сказала, дескать, ну что вы так убиваетесь, она же младенец, ангелом ушла, радуйтесь, что не успела нагрешить. Может конечно она неправильно выразилась, но сказала именно так. Девочку мою конечно отпели. Но с тех пор уже 15 лет я не была в церкви, не тянет туда, где сказали мне радоваться смерти моего ребенка.

  • Ирина
    Ирина2 месяца назадОтветить

    Категорически не согласна. Здесь и утешение и поддержка и объяснение должны быть вкупе. Ничто не утешит мать, как мысль,что ее дитё в объятиях Божьей Матери и именно забран по любви Божьей, сердцеведца и знающего,что это дитё может не способно будет на покаяние, какое бы зло не совершил. И бывает есть кому вымаливать такую участь из давно ушедших предков. Просто сидеть разделять горе ещё никому не помогло, когда боль рвет сердце. Дурная статья.это избранные уходят в Ангелы. Разочарована многим что происходит сейчас в православных СМИ

  • Виктор
    Виктор2 месяца назадОтветить

    Спаси Господи!
    Смерть -зло?
    Была ли смерть Господа злом?
    В его смерти для нас было спасение, ведь так?
    А раз так то сама смерть не есть зло. Злом будет тот образ мышления которым живет человек. Для святой Софии отдавшей своих дочерей на муки и смерть разве было зло? Еще раз отправная точка нашего восприятия происходящего-это и есть основа всего. Воины погибающие на войне за родину им прощаются Господом все согрешения и они прямиком, мимо мытарств, отправляются к Богу пополняя сонмы мучеников. Для некоторых из них это даже благо такая смерть. Что то с ответами у Фомы становяться проблемы.

  • Catilina
    Catilina3 месяца назадОтветить

    Денис, зачем ВАМ соборное решение, если в концепции РПЦ уже четко и ясно названы условия, при которых то или иное ЛЮБОЕ мыслимое медицинское действие НЕ благословляется? Почему мне этой концепции (с моим "отлично" по биологии) достаточно, а Вам, с тем же отлично по биологии и той же советской 10-леткой за спиной, все понимаешь соборное нужно на любое Ваше телодвижение? Хотя Вы сами привиты и пора б Вам успокоиться наконец... А потому, что люди, вроде увы, и Вас в том числе, психологически не готовы брать на себя ответственность за свое решение даже там, где все уже ясно сказано Церковью. Если же Вы всё еще сами для себя за 2 года не разобрались в этом вопросе, то сравните два решения по этому конкретному вопросу с именно ЭТИМИ прививками: Элладской Православной Церкви и Грузинской Православной Церкви. Полный текст эллинов на русском ищите на сайте Русские Афины. Полный текст на русском грузинских пастырей - на сайте Спутник. Данные по линии происхождения клеток, использованных во всех прививках векторного типа ищите на сайте "Немецкие врачи против абортов" (представьте себе, есть на Западе и верующие врачи). Наши пока заняли привычную им осторожную позицию, побаиваясь власти, но в данном случае оно, пожалуй, и хорошо. А то эти крещеные нехристи опять разгромят наши церкви.

    • Денис
      Денис3 месяца назадОтветить

      В целом же у нас прямо беда в РПЦ с оперативностью принятия богословских, нравственных решений и донесения их до широких масс верующих. Иногда даже по эзотерическим форумам рыться приходиться, чтобы понять. Что делать именно с практической точки зрения в ближайшем будущем?

    • Денис
      Денис3 месяца назадОтветить

      Патриарх Кирилл привился от ковида, глава ОВЦС РПЦ митрополит Илларион яростный сторонник вакцинации. Они хуже вас знают соц. концепцию РПЦ, нагло её нарушают или вы ошибаетесь?
      При этом я не говорю, что любые вакцины хороши. Даже косвенным людоедом быть как минимум неприятно. Нужно, чтобы наши епископы чётко и ясно соборно заявили. Мы привились такими-то вакцинами потому и поэтому. Нужны чёрные и белые списки вакцин от РПЦ именно с нравственной, богословской точек зрения. Да и биологию я знаю явно хуже лучших из числа православных биологов.

      • Catilina
        Catilina3 месяца назадОтветить

        Денис, для меня же лично этот вопрос решен и закрыт, и я принципиально не обсуждаю его больше с людьми уже привитыми этими новомодными прививками, как векторными, так и мрнк. Я считаю это неэтичным. К тому же мы все люли образованные, и информация доступна в одинаковой степени любому и любой из нас. Почему привился тот или иной священник - это его личное дело, ответит за это и многое-многое перед Богом, также как и Вы, и я. Я дала Вам ссылки на два ресурса, где Вы можете найти информацию двух других православных Патриархатов, именно по прививкам. Я дала Вам ссылку на информационный ресурс, где верующие медики-противники абортов, разбирают вопрос с прививками не только от ковида, но и с другими, именно с так волнующей Вас и меня этической стороны. Читайте, думайте, время у Вас есть. Материально пусть худо-бедно, пусть минимально, но обеспечены? Ведь без дегег - никуда в еаше время. А если Вы к счастью не должны бегать высунув язык за жалкой суммой денег, после чего нет ни сил, ни времени заниматься прививками, так разъясните сами себе, почему и отчего свербит.

  • Наталья
    Наталья3 месяца назадОтветить

    Нет, я абсолютно не эксперт в подобном. Как и многие из нас, к сожалению. Человек может и помогать больным детям, и задаваться вопросом, зачем Бог попускает им страдать? Одно не исключает другого. Думаю, таких людей немало, ибо невозможно остаться равнодушным к детским страданиям. Простите, что была резка.

  • Catilina
    Catilina3 месяца назадОтветить

    Вам виднее, Наталья, Вы ведь эксперт в делах любви

Загрузить больше комментариев