Ни одно объяснение этого скорбного феномена не представляется удовлетворительным. Одно из самых популярных — Господь милостив и допускает смерть младенцев, чтобы с ними не случилось в будущем чего худшего — не выдерживает критики. В этом случае на свете не было бы преступников, люди не попадали бы в катастрофы, с ними не случались бы беды и несчастья, и они не достигали бы глубин нравственного падения. Бог любит всех нас, и такое предпочтение одних людей другим — ведь считается, что младенцы, не успевшие нагрешить, идут прямиком в рай — не согласуется с образом Отца, с одинаковой, жертвенной любовью отдающего себя всем Своим чадам. У Бога нет любимчиков, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45).

Нам известно, что Бог есть Любовь и Благо, и от Него не может исходить зло. Поэтому, размышляя о смерти младенцев, а смерть — это без сомнения зло, следует не возлагать вину и ответственность на Бога, а задуматься, почему такое явление как смерть вообще имеет место в нашем мире. Ответ на этот вопрос у нас есть. Писание однозначно говорит, что физическая смерть стала следствием первородного греха, исказившего человеческую природу. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили, — пишет апостол Павел (Рим. 5:12). Сделанный грех рождает смерть, — вторит ему апостол Иаков (Иак. 1:15). Также из Писания мы знаем, когда смерть исчезнет из нашего мира. Это произойдет после Второго пришествия Спасителя. Когда будет Бог все во всем (1Кор. 15:28) тогда последний враг истребится — смерть (1Кор. 15:26).

Вопрос — почему умирают младенцы, которые не успели совершить греха, содержит в себе ошибочное допущение, что смерть будто бы является итогом наших личных грехов. Поэтому когда умирает пожилой человек, успевший изрядно нагрешить, это нормально, а безгрешный младенец — неправильно. На самом же деле смерть в принципе противоестественна для человека, созданного по образу Божьему бессмертным. Умирает ли старик, юноша или младенец — любая смерть противоречит Божьему замыслу о человеке и является свойством нашей падшей природы. Смерть же младенцев возмущает нас лишь потому что входит в противоречие с привычной картиной мира — человек рождается, взрослеет, стареет и умирает, вызывает особую жалость и чувство утраты. Хотя, если абстрагироваться от эмоций, причины того, что младенцы умирают, ничем не отличаются от причин смерти взрослых. Это болезнь, противоправные действия других людей, или несчастный случай, в основе которых — все тот же грех.

Вопросы «почему» и «за что» применительно к смерти детей не имеют ни смысла, ни ответа. Они исключительно риторические. Это явление из тех, которые нужно принять, хотя это бесконечно трудно. Вы никогда не пробовали объяснить родителям, потерявшим ребенка, почему именно их коснулось несчастье? Ни в коем случае этого не делайте, особенно если у вас самих нет опыта переживания подобной трагедии. Вы только еще больше разбередите открытую кровоточащую рану в их душе. «Самое последнее дело — что-то доказывать страдающей матери, — пишет священник Сергий Круглов. — И надеяться, что раненое сердце ее будет внимать логике... „Нет, не хорошо, что умер!“ — закричит сердце матери — и будет право. Потому что — поверх всех резонов мира сего — живое чувство материнства в ее сердце вложил Сам Бог».

Родителям, переживающим смерть детей, нужно не объяснение, а утешение и поддержка. Вместо того, чтобы говорить, лучше помолчать, погоревать и в состоянии горевании приблизиться к глубине их переживания. Просто побыть рядом, так чтобы несчастные отец и мать могли прижаться к тебе и поплакать у тебя на плече, зная, что и ты поплачешь вместе с ними. И, конечно, помолиться, чтобы Бог послал утешение в их сердце.

44
0
Сохранить
Поделиться: