
В современном информационном мире о чужом горе мы слышим сразу и в подробностях. Это может быть горе человека незнакомого, о котором случайно узнал из новостей, либо горе того, кого знаешь лично, но не настолько, чтобы у вас был настоящий эмоциональный контакт. И нам подчас хочется что-то сделать, но мы абсолютно не знаем что.
И вот мы приносим свечи и цветы к месту случившейся трагедии, но чувствуем... этого недостаточно. А можно ли по-настоящему разделить боль с другим человеком? В особенности, если горе его — утрата ребенка. Ответить на этот вопрос мы попросили постоянного автора журнала «Фома» и психолога Александра Ткаченко.
Лучше всего тут могут помочь специалисты-психологи. Но если такой человек оказался рядом с тобой, а ты ни разу не психолог, существует веками проверенный способ, описанный в Новом Завете: …плачьте с плачущими (Рим 12:15). В сущности, каждый из нас так или иначе оказывает психотерапевтическую помощь своим близким. Мы утешаем друг друга, стараемся поддерживать тех, кому сейчас плохо, что-то для этого говорим и делаем. Формы такой помощи могут быть разными, но непременным условием является искреннее участие в чужой беде.
Чтобы помочь, нужно взять на себя часть чужой боли, прочувствовать ее как свою собственную, заплакать с плачущим не просто «за компанию», а оттого, что ты реально вошел в чужое горе, принял его как — свое, и теперь тебе тоже от него больно.
Это трудно, на это способен далеко не каждый, но без такого искреннего участия ни о какой помощи не может быть и речи.
Потеря ребенка — самое страшное горе для матери. И тот, кто хочет оказать ей помощь в такой ситуации, должен ясно понимать, что для этого ему придется принять часть этого страшного горя в свое сердце, придется плакать, придется участвовать в чужом страдании, то есть — со-страдать. Если же такой готовности нет, а желание помочь есть, то лучше просто молиться о пострадавших, просить Господа послать им утешение, облегчение и крепость духа. Молитва, это ведь тоже — помощь.
Давать советы людям, потерявшим самое дорогое, имеет моральное право лишь тот, кто сам пережил подобную трагедию и нашел утешение в чем-либо, например — в чтении Библии, или в Таинствах. Я такого опыта не имею, поэтому ничего не могу сказать. Тут, на мой взгляд, не столько слова нужны, сколько личное участие, не столько говорить нужно, сколько — слушать, вбирать в себя услышанное, и просто — быть рядом с человеком. Так, чтобы он мог поплакать у тебя на плече и знать, что ты не будешь говорить всякие умности, а просто поплачешь с ним вместе.
А советовать что-либо вот так — издали, со стороны, на мой взгляд, очень сомнительное занятие.
«Обычный» — вряд ли. А вот опытный, чуткий, способный к сопереживанию чужого горя — да, сможет. В Новом Завете есть удивительные слова: …Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2 Кор 1:3-4). Здесь выражена очень важная мысль: оказывается, утешить может лишь тот, кто сам пережил скорбь, получил утешение от Бога и теперь способен им поделиться с другими страдающими. Если священник имеет такой личный опыт скорби и утешения в ней, тогда он может и других утешить. Такой батюшка и в Библии найдет места, которые помогут пережить горе, и к Таинствам человека подготовит должным образом.
Само же по себе священство еще не делает человека способным к помощи в таких бедах. Это приходит не сразу и не к каждому.
Странная постановка вопроса. Здесь Бог уподобляется чиновникам из органов опеки, которые отбирают детей у родителей по тем или иным причинам, которые можно рассматривать и обжаловать в случае несправедливого решения. Но где в Евангелии мы видим, чтобы Христос отбирал детей у родителей? Напротив — Он возвращает начальнику синагоги его дочь, отнятую смертью, воскрешает эту двенадцатилетнюю девочку, возвращает Наинской вдове ее умершего сына.
Детей отбирает не Бог, а смерть. В Священном Писании смерть прямо названа — врагом Христа: Последний же враг истребится — смерть (1 Кор 15-26).
Если говорить совсем кратко, то смерть вошла в мир через грех, то есть — через свободное уклонение человека от добра. И когда сегодня гибнут дети, наивно было бы адресовать Богу упреки в их смерти. Детей убивает не Бог, а злоба взрослых людей, их безответственность, наплевательское отношение к своим обязанностям, безразличие и жестокосердие. В одних случаях Бог защищает детей от последствий греховного поведения взрослых и отводит уже собравшуюся разразиться беду, в других — нет. Почему так — нам сейчас не дано узнать. Но не Бог отбирает детей у родителей. Об этом нужно знать и твердо в это верить. Потому что в противном случае, можно лишить себя последней опоры и утешения в своем горе. Если Бог представляется человеку врагом, отнимающим детей, кому же можно на Него пожаловаться, кто защитит тебя от Него? Такой ход мыслей – верный путь к безумию.
О посмертной же участи умерших и погибших детей один из самых почитаемых отцов нашей Церкви преподобный Ефрем Сирин пишет, что они у Бога прославлены даже выше святых:
«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Верующий человек вообще воспринимает смерть иначе, чем атеист. Там, где неверующий видит полное и окончательное прекращение бытия, для христианина через веру открывается свет новой жизни, гораздо лучшей, чем земная. Современный богослов Алексей Ильич Осипов пишет об этом так: «Представьте себе, зимой, в горах в тяжелую непогоду заблудилась группа людей, среди которых — мать с сыном. Идут они по тропам с ежеминутной опасностью для жизни. Неизвестно, сколько и как придется ещё идти до дома. Но вдруг появляется вертолет, приземляется и командир говорит, что он летит туда же и есть одно свободное место. Не постарается ли мать сделать всё возможное, чтобы взяли ее сына, чтобы он спасся?!
Это именно и происходит в человеческой жизни, когда «вертолет» берет наших дорогих родных и близких и доставляет их домой, в то время, как мы еще идем, не зная, что будет на нашем пути, какие скорби, болезни, трагедии, какая кончина. Христианство утверждает, что человек на земле — странник, и земная жизнь есть только путь домой, а смерть — лишь кратковременная разлука. Скоро все мы вновь встретимся в своем доме. Потому апостол сказал: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13,14). Только дай Бог, чтобы встреча там со своими родными не была омрачена нашими скверными поступками, но оказалась радостной, счастливой».
Никак. С обидой в сердце вообще невозможно радоваться. А с обидой на Бога — и подавно. Это тупиковый путь, каким бы ни было огромным горе.
Радоваться жизни можно лишь, преодолев обиду. Когда мы обижены на близкого человека, самый верный способ сохранить эту обиду навсегда — прекратить с ним всяческое общение. Но когда мы хотим примириться, простить его и жить дальше без этой занозы в сердце, мы идем к нему и говорим: «Ты меня обидел, но я не хочу рвать с тобой отношения. Давай решать, как жить дальше». И очень часто в таком разговоре вдруг выясняется, что человек вовсе не хотел вас обижать, что вы ему тоже дороги и он готов сделать все, чтобы вы снова были вместе. Подобный опыт, наверное, есть у многих.
В ситуации, когда человек обиделся на Бога, все обстоит примерно так же. Если хочешь навсегда остаться с этой обидой и довести себя до болезни, безумия или самоубийства — порви с Богом навсегда, считай его жестоким тираном и палачом.
Но если хочешь вернуть себе радость бытия — обратись к Нему в молитве. Говори Богу все, что тебя тяготит, выговори Ему всю свою боль, возмущайся, предъявляй Ему свой счет, только — не рви с Ним, не отворачивайся от него.
Ведь и праведный Иов вел себя точно так же, когда его дети погибли и сам он лишился всего, что имел: Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. (Иов 19:6-10). Пусть и твоя молитва будет с гневом и обидой, но все равно она связывает тебя с Богом. Не рви эту ниточку и тогда Бог сможет за нее вытащить тебя из этого страшного состояния.
Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Молитва есть восхождение ума к Богу, или прошение у Бога того, что прилично». Неужели же следует посчитать неприличными вопросы — почему погиб ребенок, который был главной радостью твоей жизни, и как тебе жить дальше с этой утратой?
Мне кажется, следует обязательно обращаться к Богу, даже с обидой на сердце. Ведь ответ может получить только тот, кто вопрошает.
На заставке: фото Александра Гаврилова.
Здравствуйте. У меня погиб сын 2,5года назад. Ему было 11,5. Боюсь, что утешения мы не найдём... Посещение церкви тоже не помогает, эта боль никогда не утихнет, в душе постоянная пустота...
Дорогая Ирина! Царство небесное вашему сыну! Да, это боль никогда не утихнет, но смысл ее может со временем открыться... Именно в таком состоянии мы ближе всего к Богу.
В реальности мы никак не можем вас утешать. Но мы, верующие люди, можем свидетельствовать, что Церковь — это такого рода сообщество, которое при всех человеческих немощах знает, что есть Христос, Бог, Который победил смерть, и опыт прикосновения к Нему имеет каждый, даже самый греховный член Церкви. И единственное, чем мы можем поделиться — это сказать, что Он есть. Мы не можем научить, как вам справиться с вашей такой страшной бедой. Но мы точно знаем, что есть Тот, кто лучше нас научит и поддержит.
Здравствуйте. Я потеряла ребенка 6 месяцев назад. Артемию было всего 12 . Он у нас хорошист, талантливый, добрый. отзывчивый мальчик. Очень талантливый музыкант, играл на аккордеоне. Очень активный, жизнерадостный. Он заболел резко, мы обращались к врачам. но они не хотели слушать нас, утверждали, что он здоров. Когда же ребенок целый месяц горел от температуры, на приняли, оказался рак 3 степени, и снова врачи уверили, что болезнь легко лечится. Начали химию , и через 15 дней ребенок умер, врачи не обращали внимание на наши жалобы. Я не могу найти себе места. Во все обвиняю себя, что не смогла настоять на том, чтобы нас госпитализировали раньше, ребенок был бы жив. Мы с мужем уже немолодые, родить уже не можем. Артемий был нашей опорой, смыслом жизни. Он сам у нас исповедовался и причастился перед тем, как лечь в больницу, как будто знал, что уйдет Я молюсь каждый день, исповедуюсь и причащаюсь, ходим с мужем на службы. хотя бы 1 раз в месяц и во все дни памяти, но легче не становится. Очень тяжело, никто не может поверить, что такого ребенка не стало, о нем тоскуют и учителя и простые люди. он был очень хорошим человеком. Всегда говорил, что если бы он был богатым, то каждому бездомному он купил бы дом и дал работу. Муж спрашивает, за что????? Почему не нас смерть забрала, ведь мы - грешники, а сын должен жить, потому что он очень хороший и талантливый. Он, действительно, излучал Божественное тепло и добро, об этом говорят все.Помогите нам, как обрести и укрепить веру????7
Дорогая Альмира, Царство небесное отроку Артемию!
Скорее всего, в реальности мы никак не можем вас утешать. Но мы можем свидетельствовать, что Церковь — это такого рода сообщество, которое при всех человеческих немощах знает, что есть Христос, Бог, Который победил смерть, и опыт прикосновения к Нему имеет каждый, даже самый греховный член Церкви. И единственное, чем мы можем поделиться — это сказать, что Он есть. Мы не можем научить, как вам справиться с вашей такой страшной бедой. Но мы точно знаем, что есть Тот, кто лучше нас научит и поддержит.
иногда всё же лучше не общаться с обидевшим тебя, особенно неоднократно, человеком, если понятно - что для тебя обида и несправедливое обвинение, для него - правда в последней инстанции ("я так вижу"). Не обижаться и не общаться, пусть идет себе с Богом своим путем и своим представлением о тебе
Я потеряла доченьку в прошлом году. Ей было 4 года. Самым первым утешением для меня была смс от священника. Я просила его помолиться о ней, и он ответил - она маленький ангелочек, будет молится о нас Господу. Эти слова были великим утешением для меня в ту минуту. Всем потерявшим близких - держитесь, молитесь, поймите, что Господь благ, и не думайте о свете, что он тьма. И Бог обязательно пошлёт Вам утешение.
Спаси Господи за эту статью,истинное утешение! Не знаю, как близким погибших,но мне постороннему человеку, второй день не находящему себе места из-за этой страшной трагедии, правда стало легче! Упокой Господи всех погибших и даруй им Царствие Небесное! В это и надо верить, все они сейчас у Бога в его прекрасных обителях!